Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Статья 15. Компенсация морального вреда

Статья 15. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Одним из первых законов, предусмотревших возможность взыскания компенсации за причиненный моральный вред, является закон «О защите прав потребителей». Понятие «моральный вред» закреплено в ст. 151 ГК РФ, где под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину нарушением его прав.

Общие нормы о компенсации морального вреда содержатся в ст. 1099–1101 ГК РФ. Они предусматривают основания компенсации морального вреда, порядок и способ компенсации.

 Есть мнение, основанное на закрепленном в законодательстве праве суда определять размер компенсации, что компенсация морального вреда может производиться только в судебном порядке. Очевидно, что это не
так. Для того чтобы возникло право на компенсацию, необходимо наличие только двух условий: во-первых, нарушения прав потребителя, предусмотренных законодательством; во-вторых, вины причинителя вреда в нарушении этих прав.

Известны два пути разрешения конфликтов: добровольный и принудительный. Добровольным может быть и соглашение о размере компенсации морального вреда. В случае, если стороны в добровольном порядке не смогли достичь согласия, у потребителя имеет право на обращение в суд; именно тогда размер компенсации за причиненный моральный вред будет определяться судом.

Сегодня практически каждый иск, предъявляемый на основании закона «О защите прав потребителей», сопровождается требованием о компенсации морального вреда. Практика применения этой нормы закона чрезвычайно велика, поэтому она стала предметом обсуждения на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации.

 Практически наиболее проблематичным является определение размера возмещения морального вреда. Ранее суды взыскивали компенсацию в процентном соотношении с размером имущественного ущерба, однако со временем Верховный Суд РФ указал на недопустимость такого подхода. Потом в Законе «О защите прав потребителей» и в Гражданском Кодексе Российской Федерации появилась норма, запрещающая обусловливать размер возмещения за причиненный моральный вреда суммой имущественного ущерба. Однако же нет каких-либо критериев, позволяющих объективно оценить размер компенсации, и потому судебная практика даже по аналогичным спорам многовариантна.


Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта