Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Потребителю | Постатейный комментарий | Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

Статья 21
Замена товара ненадлежащего качества
  1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
    При отсутствии у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.
    Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.
  2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
    При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
 

При обнаружении недостатка в товаре, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула), однако при реализации этого права необходимо учитывать некоторые особенности:

1) требование о замене сложно-технического или дорогостоящего товара может быть предъявлено только в случае, если обнаруженный недостаток является существенным;

2) при обращении к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю)  потребитель не может требовать замены товара на такой же товар другой марки;

3) требование о замене товара на товар другой марки (модели, артикула) предполагает замену на такой же товар (т.е. при обнаружении недостатка в магнитофоне потребитель не вправе требовать замены магнитофона на телевизор).

Удовлетворить требование потребителя о замене товара продавец (изготовитель) обязан в семидневный срок с момента предъявления, а при необходимости проверки качества товара – в течение двадцати дней (все сроки в гражданском законодательстве начинают исчисляться на следующий день после наступления события, которым определено начало срока, согласно ст. 191 ГК РФ). Таким образом, если потребитель обратился в магазин с требованием о замене товара 2 февраля, то его требование должно быть удовлетворено до 9 февраля (включительно), а при необходимости проверки качества – до 22 февраля. Ответственность продавца за нарушение срока наступит соответственно с 10 или 23 февраля.

С целью установления причины возникновения недостатка производится проверка качества товара (см. комментарий к ст. 18 Закона). Если причина недостатка уже установлена (допустим, на момент предъявления требования о замене потребитель уже обращался в сервисную организацию продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) и получил заключение о причине недостатка), продавец не имеет права растягивать замену товара на 20 дней.

Случается, что необходимый потребителю товар отсутствует в день его обращения. В таком случае товар должен быть заменен в течение 1 месяца. Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) на основании договора, обязаны доказать факт отсутствия товара для замены в день обращения потребителя.

Для районов Крайнего Севера и других регионов сезонного завоза товаров требование потребителя подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, однако лишь в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя; в остальных же случаях применяются общие сроки.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении, и согласно п. 2 ст. 21. Закона гарантийный срок при этом исчисляется заново – со дня передачи товара потребителю.

В случае, когда для замены товара требуется более 7 дней потребитель вправе потребовать в течении трех дней предоставить ему во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за счет продавца (изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя). Это правило не распространяется на товары указанные в Постановлении Правительства РФ от 19.01.98 № 55.


Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта