Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Потребителю | Постатейный комментарий | Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

Статья 40
Полномочия федерального антимонопольного органа
1.     Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
        Этот орган (его территориальные органы) направляет:
        в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
        материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
        в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
2.     Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
3.     Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.
4.     Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей.
        Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
5.     Федеральный антимонопольный орган вправе утверждать положение о порядке рассмотрения федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
 
       К уполномоченным органам по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей относяться Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).        
       Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется путем реализации следующих мер и мероприятий:
- проверка соблюдения обязательных требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проверка соблюдения обязательных требований к товарам, работам и услугам;
- выдача предписаний изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;
- принятие мер по приостановлению и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителей товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, и информирование об этом потребителей;
- направление материалов о нарушении прав потребителей в лицензирующие органы, в органы МВД, в прокуратуру;
- обращения в суд в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за нарушение прав потребителей.
          Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Госторгинспекция – это не суд, он не может заставить организацию, нарушившую права потребителей выплатить неустойку или возместить убытки. Вместе с тем данные органы наделены Законом значительными правами. Потребителю следует это учитывать, когда он, столкнувшись с нарушением своих прав, выбирает то, как ему действовать. В некоторых случаях представляется целесообразным обращаться за помощью в данные органы, направив руководителю жалобу с просьбой принять меры в отношении недобросовестного продавца, изготовителя, исполнителя. К примеру, если потребитель купил в магазине детскую игрушку, изготовленную из материалов, в которых содержание вредных веществ превышает установленные нормы необходимо срочно направить жалобу с требованием немедленного принятия мер для приостановки реализации опасного товара.  

Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта