Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Устaв внутреннего водного транспорта Союза ССР

1. Внутренний водный транспорт, как отрасль народного хозяйства, является одним из важнейших видов транспорта, который во взаимодействии с железнодорожным и другими видами транспорта способствует обеспечению нормального производства и обращения продукции промышленности и сельского хозяйства и удовлетворяет потребности населения в передвижении по внутренним водным путям.

2. Настоящий Устав определяет основные задачи и обязанности органов внутреннего водного транспорта по обеспечению потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров по внутренним водным путям, а также взаимоотношения внутреннего водного транспорта с другими отраслями народного хозяйства.

Уставом определяются: порядок выполнения государственного плана перевозок по внутренним водным путям, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, основные условия использования внутренних водных путей для судоходства и сплава, права и обязанности пароходств, осуществляющих перевозки, а также предприятий, организаций и лиц, пользующихся внутренним водным транспортом.

3. Основной обязанностью органов внутреннего водного транспорта СССР является выполнение государственного плана грузовых и пассажирских перевозок.

Органы внутреннего водного транспорта, а также министерства, ведомства, предприятия и организации - грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать интересы социалистического государства и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок в целом, по каждому роду грузов и по каждому пароходству, порту или пристани, сохранность и своевременную доставку грузов, рациональное использование флота, безопасность движения флота и максимальную экономию транспортных издержек в народном хозяйстве.

4. Действие настоящего Устава распространяется на все находящиеся на территории СССР судоходные и сплавные реки, судоходные озера, Аральское море и искусственные водные пути.

Настоящий Устав распространяется также на плавающие под флагами СССР и союзных республик суда внутреннего плавания во время их следования по иностранным и международным рекам, если иное не установлено международными соглашениями и обычаями или иностранным законодательством, действующим в месте нахождения судна.

На пограничные водные пути сообщения настоящий Устав распространяется с изъятиями, установленными в специальных законах, постановлениях и распоряжениях Правительства СССР, а также в договорах и соглашениях, заключенных Союзом ССР с иностранными государствами.

5. Плавание судов по внутренним водным путям СССР допускается под флагами СССР и союзных республик.

Изъятия из этого правила для судов, принадлежащих иностранным дипломатическим и консульским представительствам, допускаются в соответствии с действующими международными соглашениями и обычаями.

Перечень рек, в устья которых разрешается заход морских судов, плавающих под иностранными флагами, устанавливается Министерством речного флота по соглашению с Министерством морского флота, Министерством внешней торговли и другими заинтересованными ведомствами.

6. Плавать под флагами СССР и союзных республик могут суда:

являющиеся государственной собственностью и находящиеся в ведении советских государственных учреждений, организаций и предприятий;

принадлежащие советским кооперативным и общественным организациям.

7. Основными органами, в ведении которых находится принадлежащий советскому государству флот на внутренних водных путях, являются подведомственные Министерству речного флота пароходства, а также органы главных управлений и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик, именуемых в последующих статьях настоящего Устава управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.

Прочие государственные органы, а также кооперативные и другие общественные организации могут иметь суда и эксплуатировать их для своих производственных нужд, а также для перевозок грузов, которые не перевозятся пароходствами Министерства речного флота или управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.

Порядок перевозки грузов указанными судами устанавливается Министерством речного флота или управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик. Органы Министерства связи СССР имеют свои суда для перевозки почты и обслуживания кабельных переходов.

Перевозки пассажиров на судах этих организаций допускаются лишь с соблюдением правил, установленных Министерством речного флота, и с разрешения органов надзора за судоходством.

Под наименованием "пароходство" в настоящем Уставе понимаются судоходные организации всех ведомств, за изъятиями, указанными в соответствующих статьях.

8. Перевозки воинских частей, команд, боевой техники, военного имущества и грузов из военных складов и баз в пункты потребления, топлива и строительных грузов собственной заготовки, а также буксировки судов и других объектов Министерства обороны СССР осуществляются на основании особых положений о воинских перевозках, утверждаемых Советом Министров СССР.

9. На основании настоящего Устава Министерство речного флота утверждает Правила плавания по внутренним водным путям СССР, Правила технической эксплуатации речного транспорта СССР, Правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций в портах, пристанях, а также на причалах грузоотправителей и грузополучателей, Правила перевозок пассажиров и багажа и другие (в дальнейшем именуемые Правила).

Правила перевозок отдельных видов грузов, Правила перевозок экспортных и импортных грузов, Правила буксировки плотов и Технические условия погрузки и крепления грузов, использования грузоподъемности и грузовместимости судов разрабатываются Министерством речного флота с участием заинтересованных министерств и ведомств.

10. Изменения настоящего Устава и дополнения к нему, а также Правила, издаваемые в развитие Устава, публикуются в отдельных изданиях или в Сборнике правил перевозок и тарифов речного транспорта СССР, с указанием срока ввода их в действие, отмены или изменения.

Раздел V. Перевозка пассажиров, багажа и почты

104. Пароходства должны обеспечивать потребность населения в пассажирских перевозках по внутренним водным путям, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на вокзалах и на судах и своевременную перевозку багажа.

Пассажирские суда должны быть оборудованы устройствами отопления, вентиляции, освещения, санитарными узлами и снабжены необходимым инвентарем.

Пароходства обязаны организовать движение судов, перевозящих пассажиров и багаж, по расписанию.

105. Суда, предназначенные для перевозки пассажиров, делятся:

а) в зависимости от скорости движения - на экспрессные, скорые, почтовые, пассажирские и экскурсионно-туристские;

б) в зависимости от дальности следования - на транзитные, местные, пригородные, внутригородские и работающие на переправах.

106. Каждый пассажир обязан иметь билет на проезд. Пароходство обязано обеспечить продажу пассажиру проездного билета до указанного им порта (пристани) назначения и предоставить ему место в соответствии с билетом. Формы билетов и плацкарт, порядок продажи и пользования ими, срок их годности, а также правила проезда пассажиров по внутренним водным путям устанавливаются Министерством речного флота.

107. В помещении вокзалов для пассажиров должны быть вывешены расписания прибытия и отправления пассажирских судов, а также таблицы стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, объявления о времени открытия билетных и багажных касс и о наличии свободных мест на пассажирских судах.

B целях лучшего обслуживания пассажиров пароходства организуют предварительную продажу билетов в портах, на пристанях или городских станциях, а в крупных населенных пунктах - доставку билетов и багажа на дом за особую плату.

108. Пароходству предоставляется право взимать с лиц, не имеющих билетов, перронный сбор за вход на пассажирские причалы и дебаркадеры.

109. Камеры хранения на вокзалах портов (пристаней) принимают ручную кладь от пассажиров за особую плату без предъявления ими проездных документов. Запрещается сдача и прием в камеры хранения продуктов и опасных веществ, а также мест весом более 50 кг.

Время работы камер хранения ручной клади устанавливается начальником порта (пристани) в зависимости от расписания движения судов и от местных условий.

110. Пассажир имеет право:

а) получить место на судне в соответствии с приобретенным билетом;

б) провозить вместе с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места;

в) провозить с собой бесплатно ручную кладь на водоизмещающих судах не свыше 36 кг и на скоростных судах не свыше 20 кг.

Пассажир при желании может быть в пути следования переведен администрацией судна на место в высшем классе при условии предварительной оплаты разницы в стоимости проезда.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 5 января 1988 г. N 8)

111. Если пассажиру не предоставлено место согласно билету, пароходство обязано предоставить пассажиру, при его согласии, место в другом классе, хотя бы и более высокой категории, не взимая доплаты. Если же пассажиру предоставлено место, стоимость которого ниже стоимости оплаченного им места, ему возвращается разница в стоимости проезда. При невозможности предоставить место на том же судне пароходство обязано по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место на другом судне. При отказе пассажира от поездки он может потребовать возврата уплаченных за билет денег, за исключением случаев проезда на пригородных, внутригородских и экскурсионных судах.

При возврате проездного билета в кассу порта (пристани) не позднее, чем за 6 часов до отхода судна, пассажиру возвращается полная стоимость проезда.

При возврате билета позднее этого срока, но до отправления судна, а также при опоздании на судно по болезни, подтвержденной справкой лечебного учреждения, пассажиру возвращается стоимость проезда, за вычетом стоимости плацкарты.

При прекращении поездки в пути вследствие болезни или несчастного случая пассажиру возвращается плата за непроследованное расстояние.

112. Пароходство обязано продлить срок годности проездного билета:

а) при непредоставлении пассажиру по вине пароходства места на пассажирском судне (кроме пригородных, внутригородских и экскурсионно-туристских) - на время, равное интервалу между отправлением данного судна и отправлением следующего судна;

б) в пунктах пересадки, при несвоевременном прибытии или отправлении пассажирских судов, - на все время задержки транзитного пассажира до предоставления ему возможности продолжать поездку;

в) при болезни пассажира - на все время болезни (по предъявлении справки лечебного учреждения);

г) при поездке на расстояние не менее чем на 500 км - на одну остановку в пути сроком не более, чем на 10 суток.

Пассажир обязан до отхода судна, но не позднее чем через час после прибытия судна, заявить об остановке начальнику порта, пристани или вокзала, которым должна быть сделана на билете соответствующая отметка. При остановке в пути следования плацкарта утрачивает силу и стоимость ее пассажиру не возвращается.

113. На участках пригородного сообщения пароходства, помимо продажи билетов на поездку в одном направлении, должны производить также продажу:

а) билетов, дающих пассажиру право проезда до пристани назначения и обратно на пристань первоначального отправления в течение двух суток;

б) абонементных именных билетов (месячных, навигационных) без ограничения количества поездок в пределах срока действия этих билетов;

в) льготных абонементных именных билетов рабочим, служащим, учащимся и пенсионерам при представлении ими справок предприятий, учреждений, учебных заведений, местных органов социального обеспечения и военных комиссариатов.

114. Продажа билетов производится:

а) в кассах предварительной продажи - заблаговременно, но не ранее, чем за 7 сут. до отправления судна;

б) в кассах суточной продажи - в день отправления судна;

в) в промежуточных пристанях - с момента получения телеграммы о наличии свободных мест на судах, но не позднее, чем за 1 час до их прибытия.

Время продажи пассажирам билетов для проезда на судах пригородных и внутригородских линий устанавливается распоряжением начальника порта (пристани) согласно расписанию движения пригородных судов.

115. Пассажир обязан соблюдать общественный порядок, действующие на судне правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу водного транспорта.

Если пассажир нарушил общественный порядок и правила внутреннего распорядка и не прекратил нарушения после предупреждения администрацией судна, капитан может удалить пассажира с судна, независимо от наличия у него проездного билета.

116. Пароходство обязано, по предъявлении пассажиром проездного билета, принять к перевозке багаж и отправить его на том же судне, на котором следует пассажир.

Багаж принимается к перевозке без ограничения количества.

Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность.

B подтверждение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция.

117. Не разрешается перевозка багажа и ручной клади, которые могут причинить вред судну или находящимся на нем пассажирам и имуществу.

118. Багаж выдается пассажиру в пункте назначения по предъявлении багажной квитанции.

Выдача багажа производится в течение всего времени, когда порт или пристань открыты для операций по выдаче багажа.

119. В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 ч, считая с начала календарных суток, следующих за днем прибытия багажа, после чего за хранение багажа взимается плата в размере, установленном тарифом.

120. Багаж, не востребованный владельцем в течение 30 дней, подлежит передаче местным торгующим организациям в порядке, устанавливаемом Министерством речного флота по согласованию с Министерством торговли СССР.

Предъявитель багажной квитанции в течение шестимесячного срока имеет право получить сумму, вырученную пароходством за реализованный багаж, за вычетом сумм, причитающихся пароходству.

121. При перевозке багажа действуют те же сроки доставки, что и при перевозке грузов большой скоростью.

Пассажир имеет право считать багаж утраченным и требовать оплаты его стоимости, если багаж не прибудет в течение 20 суток после окончания срока доставки.

122. Органам Министерства связи СССР предоставляется право перевозить почту на всех судах Министерства речного флота, совершающих регулярные пассажирские, грузопассажирские и грузовые рейсы по транзитным, местным и пригородным линиям.

Перевозка почты может осуществляться:

а) в сопровождении работников связи;

б) без сопровождения работников связи со сдачей почты в багаж под ответственность пароходства.

Органам Министерства связи СССР предоставляется право выбора участков линий и судов, на которых должна производиться перевозка почты.

123. В портах (пристанях) пароходства выделяют органам Министерства связи СССР, с оплатой в установленном порядке, помещения для обслуживания пассажиров почтово-телеграфной и телефонной связью, для продажи газет и журналов, обработки и хранения почты.

124. На судах, перевозящих почту в сопровождении почтовых агентов, органам связи предоставляются помещения для операций и хранения почты, а также каюты для отдыха почтовых агентов, с оплатой в установленном порядке.

125. Порядок перевозки почты определяется Положением о перевозке почты по внутренним водным путям сообщения СССР, утверждаемым Министерством речного флота совместно с Министерством связи СССР.

Раздел IХ. Ответственность пароходств, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров

179. Пароходства, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры несут материальную ответственность за перевозки на основании настоящего Устава.

Всякие предварительные соглашения пароходств с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на пароходства, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и всякие отметки об этом в накладной, не предусмотренные настоящим Уставом или Правилами, не имеют силы.

180. За невыполнение перевозок грузов в количестве, установленном планом на данный месяц, пароходства и грузоотправители несут материальную ответственность.

Пароходство, не подавшее тоннаж для перевозки грузов или тягу для буксировки плотов, а также грузоотправитель, не предъявивший груза или древесины в плотах или предъявивший их в меньшем количестве, чем это предусмотрено планом, обязаны уплатить 25% провозной платы за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза.

Если грузоотправитель предъявил груз или плот в состоянии, не соответствующем действующим Правилам перевозки и буксировки, и не привел его в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку или погрузку, этот груз или плот считается непредъявленным.

Подача пароходством тоннажа, непригодного или не подготовленного для перевозки данного груза, приравнивается к неподаче тоннажа.

Непригодность или неподготовленность тоннажа должна быть установлена актом, подписываемым обеими сторонами. B случае разногласия непригодность тоннажа удостоверяется представителем судоходной инспекции или Речного Регистра СССР, а при их отсутствии - представителем исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся.

Такую же ответственность несут пароходства и грузоотправители за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке или буксировке по заявкам грузоотправителей, принятым пароходствами.

При работе по декадным заявкам штраф за невыполнение плана исчисляется в итоге за месяц, а при работе по календарным графикам - по каждому судну или плоту, предусмотренному графиком.

181. За опоздание подачи тоннажа или тяги, а также за опоздание предъявления грузов или плотов при работе по календарным графикам стороны уплачивают штраф в размере, установленном тарифами.

При работе по календарному графику опозданием считается задержка подачи судов или предъявления грузов или плотов, не превышающая 24 ч при ежедневном отправлении по графику, а в остальных случаях - задержка, не превышающая интервала между отправлениями по графику, но не более 72 ч.

При неподаче судна или непредъявлении груза или плота по истечении указанного времени график считается невыполненным и стороны уплачивают штраф в размере 25% провозной платы за непредъявленное или невывезенное количество груза.

Уменьшение декадными или пятидневными календарными графиками количества груза или количества тоннажа и тяги против количеств, предусмотренных планом на данный месяц, считается невыполнением плана, и сторона, по требованию которой произведено это уменьшение, несет установленную материальную ответственность.

При восполнении в последующие декады или пятидневки данного месяца не предъявленных по графику грузов или плотов, а также тоннажа или тяги размер штрафа снижается на 50%.

182. За непредоставление грузоотправителю контейнеров под погрузку грузов в количестве, предусмотренном в плане на месяц, а также за невыполнение грузоотправителем плана перевозки грузов в контейнерах, за неиспользование подаваемых под погрузку контейнеров или за отказ от предусмотренных планом контейнеров виновная сторона уплачивает штраф в размере:

по 30 руб. за контейнер массой брутто 30 т,

по 20 руб. за контейнер массой брутто 20 т,

по 10 руб. за контейнер массой брутто 10 т,

по 5 руб. за контейнер массой брутто 5 т,

по 3 руб. за контейнер массой брутто 3 т,

по 1 р. 50 к. за контейнер массой брутто менее 3 т

(в ред. Постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

183. Грузоотправитель освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 180, 181 и 182 настоящего Устава, если груз или плот не был предъявлен:

а) вследствие явлений стихийного характера, в частности шторма, наводнения, затопления шахт и рудничных карьеров, а также аварий на предприятиях, вызвавших прекращение производства на срок не менее трех суток;

б) вследствие запрещения или ограничения перевозки грузов или буксировки плотов (ст. 63);

в) при неиспользовании тоннажа, тяги и контейнеров, поданных грузоотправителю сверх плановых норм в порядке сгущения, без установленного предупреждения, а равно без согласия грузоотправителя в тех случаях, когда такое согласие требуется;

г) вследствие задержки пароходством доставки плотов в пункты переформирования при условии своевременного предъявления плотов к буксировке в начальных пунктах отправления;

д) вследствие задержки пароходством доставки нефтегрузов в пункты передачи их одним пароходством другому для дальнейшей перевозки по новым транспортным документам, при условии своевременного предъявления грузоотправителем нефтегрузов к перевозке в начальных пунктах отправления.

184. Пароходство освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 180, 181 и 182 настоящего Устава, если тоннаж или тяга не были поданы или поданы с опозданием против графика:

а) вследствие явлений стихийного характера, в частности шторма, наводнения или прекращения прохода судов под мостами вследствие высоких горизонтов воды;

б) вследствие запрещения или ограничения перевозки грузов или буксировки плотов (ст. 63);

в) вследствие задержки грузоотправителем судов под разгрузкой. B этом случае пароходство освобождается от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества судов, которое было задержано под разгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине.

185. При определении размера ответственности за непредъявление к буксировке плотов отправитель и пароходство освобождаются от ответственности за то количество древесины в плотах, которое было отбуксировано в течение предыдущего месяца сверх плана.

186. Выполнение плана перевозок учитывается в учетной карточке, которая ведется отдельно по каждому грузоотправителю и роду груза. Форма и правила составления учетной карточки утверждаются Министерством речного флота.

Учетная карточка подписывается начальником порта (пристани) отправления и представителем грузоотправителя по окончании каждых отчетных суток.

По окончании месяца начальник порта (пристани) или пароходство не позднее 10-го числа следующего месяца сообщает грузоотправителю расчет по причитающимся пароходству и грузоотправителю суммам штрафа за невыполнение плана перевозок. Суммы, причитающиеся пароходству или грузоотправителю, подлежат уплате в пятидневный срок.

187. За невыполнение плана буксировки судов стороны несут взаимную ответственность по ст. 179, 180, 181, 183, 184 и 186 настоящего Устава.

188. За просрочку доставки груза или плота пароходство уплачивает грузополучателю штраф в размере:

10% провозной платы при просрочке до 1/10 срока;

20% провозной платы при просрочке до 2/10 срока;

30% провозной платы при просрочке до 3/10 срока;

40% провозной платы при просрочке до 4/10 срока;

50% провозной платы при просрочке, превышающей 4/10 срока.

За просрочку доставки багажа, а также за задержку по вине пароходства выдачи прибывших грузов со складов портов (пристаней) пароходство уплачивает грузополучателю или предъявителю багажной квитанции штраф в размере:

5% провозной платы при просрочке до 1/10 срока;

10% провозной платы при просрочке до 2/10 срока;

15% провозной платы при просрочке до 3/10 срока;

20% провозной платы при просрочке до 4/10 срока;

25% провозной платы при просрочке, превышающей 4/10 срока.

Если срок доставки менее 6 сут, то размер штрафа снижается на 50%.

Возмещение ущерба, причиненного порчей груза вследствие просрочки его доставки, не освобождает пароходство от уплаты штрафа за просрочку доставки груза.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

189. Пароходство освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, багажа или плота:

а) если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело;

б) при наличии извещения о замедлении движения, опубликованного в установленном порядке (ст. 90);

в) если грузополучатель не вывез прибывшего с просрочкой груза в течение суток, а при судовой отправке - в течение 3 сут после объявления или уведомления о прибытии его или не принял плот в течение суток со дня окончания буксировки;

г) если грузополучатель в течение 24 ч с момента прибытия судна не принял его под разгрузку.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

190. Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке.

Однако, если груз прибыл по истечении указанных выше сроков, грузополучатель обязан принять груз и возвратить уплаченную пароходством сумму за утрату груза.

191. За сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи его грузополучателю или до передачи его согласно установленным правилам другому предприятию или учреждению пароходство несет ответственность, если оно не докажет, что утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

а) вины грузоотправителя или грузополучателя;

б) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

в) особых естественных свойств перевозимого груза, вызвавших его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и тому подобные последствия;

г) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму;

д) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке.

192. Пароходство не отвечает за утрату, уменьшение веса, порчу или повреждение принятого к перевозке груза, если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение произошли вследствие:

а) обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой, если погрузка или выгрузка производилась средствами грузоотправителя или грузополучателя;

б) перевозки на палубе или в беспалубном судне груза, допускаемого Правилами к такой перевозке, если недостача или повреждение произошли в силу естественных причин, связанных с этим способом перевозки, или если груз прибыл в исправном судне, без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой, исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;

в) непринятия мер, необходимых для сохранения груза, проводником грузоотправителя или грузополучателя, сопровождающим груз;

г) применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

д) естественной убыли веса груза при перевозке в пределах норм, установленных Советом Министров СССР, а также вследствие снижения процента влажности груза за время перевозки.

Если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение груза могли произойти вследствие одной или нескольких из указанных причин, то предполагается, что они произошли от этих причин, пока предъявитель претензии или иска не докажет иного. Это предположение не относится к случаям, предусмотренным в пункте "б", если произошла утрата целых мест.

Пароходство не отвечает за разницу в весе груза, принятого к перевозке по весу, определенному грузоотправителем без участия пароходства, если не доказано, что уменьшение веса произошло вследствие частичной утраты или повреждения груза. B этом случае ответственность за разницу в весе несет грузоотправитель.

193. В случаях, когда груз был погружен средствами грузоотправителя и прибыл в исправном судне, с исправными пломбами порта (пристани) отправления или грузоотправителя или за двумя пломбами (грузоотправителя и пароходства), пароходство несет ответственность за недостачу груза, если предъявитель претензии или иска докажет, что недостача груза явилась результатом утраты или повреждения груза пароходством.

194. При перевозке массовых однородных наливных, навалочных и насыпных грузов, следующих по разным накладным от одного грузоотправителя и обезличенных в процессе перевозки и перевалки, естественная убыль исчисляется исходя из общего веса обезличенного в пути груза.

Расчеты по количеству принятых к перевозке и сданных получателям нефтеналивных грузов производятся в итоге за навигацию в соответствии с Правилами.

Перечень других грузов, по которым расчеты за недостачи и излишки при перевозке производятся в итоге за навигацию, устанавливается Министерством речного флота по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом, с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправных судах, без следов утраты в пути, определяется на основании результатов проверки всей партии одновременно выданного груза.

Такой же порядок применяется при перевозке массовых однородных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщении.

195. Пароходство возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

а) за утрату груза - в размере действительной стоимости утраченного груза;

б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если пароходство докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;

в) за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость.

B случае использования пароходством для своих нужд какого-либо груза, принятого к перевозке, виновные привлекаются к ответственности, а пароходство возмещает стоимость груза в двойном размере.

196. Стоимость утраченного или поврежденного пароходством груза определяется исходя из оптовой, заготовительной или закупочной цены с добавлением к этой цене:

а) стоимости тары по ценам прейскуранта, если эта стоимость не входит в цену товара;

б) суммы дополнительных расходов грузоотправителя на доставку груза до порта (пристани) отправления или до порта (пристани) назначения в тех случаях, когда эти расходы не входят в цену товара.

Сумма, подлежащая возмещению пароходством за утрату, порчу или повреждение груза, исчисляется на основании счета поставщика, а в тех случаях, когда расчет за груз между грузоотправителями и грузополучателями через Госбанк СССР не производится, - на основании другого документа, заменяющего счет. Когда поставщик или грузополучатель обязан по перевозимому грузу платить налог с оборота, а в счет поставщика налог не включен, то к сумме счета добавляется сумма налога с оборота.

Стоимость грузов, принадлежащих отдельным гражданам, определяется по продажным розничным ценам государственных и кооперативных организаций в пункте назначения в момент выдачи груза.

197. За задержку контейнеров под погрузкой или разгрузкой и за несвоевременный возврат их грузоотправители и грузополучатели уплачивают штраф в размере:

90 коп. в час за контейнер массой брутто 30 т,

60 коп. в час за контейнер массой брутто 20 т,

30 коп. в час за контейнер массой брутто 10 т,

20 коп. в час за контейнер массой брутто 5 т,

10 коп. в час за контейнер массой брутто 3 т,

5 коп. в час за контейнер массой брутто менее 3 т.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

197.1. За недогруз контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 тонн до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости) грузоотправитель уплачивает пароходству штраф в размере, предусматриваемом в тарифах на грузовые перевозки. Штраф не взыскивается, если грузоотправитель произвел догрузку контейнера.

(Введена Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

198. За неправильное указание грузоотправителем в накладной сведений о весе, количестве мест или наименования груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза, взыскивается штраф согласно тарифу, а также возмещаются причиненные пароходству убытки.

За указание грузоотправителем в накладной неправильных сведений о грузе, вызвавших уменьшение провозной платы, с него взыскивается, кроме провозной платы, штраф в размере удвоенной разницы между провозной платой, исчисленной на основании указания грузоотправителя, и суммой, причитающейся по действительному наименованию и количеству груза.

199. Грузоотправитель уплачивает штраф за простой судов и возмещает пароходству понесенные им расходы и убытки, возникшие вследствие того, что к накладной не были приложены документы, необходимые для выполнения таможенных, санитарных и других административных правил, или вследствие неполноты и неправильности этих документов (ст.69)

200. В случае задержки судна по вине грузоотправителя или грузополучателя под погрузкой, разгрузкой или в ожидании погрузки или разгрузки сверх установленного срока с грузоотправителя или грузополучателя взыскивается штраф в размере, устанавливаемом тарифом.

Грузоотправители освобождаются от ответственности за простой судов в случаях, когда простой вызван неподачей груза или порожнего тоннажа смежными пароходствами.

При систематических (неоднократных) простоях судов под погрузкой или разгрузкой по вине одного и того же грузополучателя или грузоотправителя начальник пароходства имеет право увеличивать ставки штрафа за простой судов, задержанных свыше 48 ч, до двукратного размера.

Повышенные ставки штрафа за простой судов могут быть введены лишь спустя 24 ч с момента объявления об этом в порту или специального уведомления грузоотправителей и грузополучателей, ответственных за простой судов.

Штраф за простой судов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов.

201. Штраф за простой судов и за задержку возврата контейнеров взыскивается пароходствами через кредитные учреждения в бесспорном порядке (без предварительного акцепта).

За систематическую злостную задержку судов под погрузкой и разгрузкой сверх установленных сроков виновные привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

202. За неочистку судна после разгрузки, произведенной средствами грузополучателя (ст. 80), последний оплачивает пароходству стоимость работ по очистке в двукратном размере.

Пароходство имеет право отказаться от уборки неочищенного грузополучателем судна впредь до его очистки со взысканием с грузополучателя штрафа за простой судна под очисткой.

203. За повреждение частей судна или контейнера при погрузке или разгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя они уплачивают штраф в размере трехкратной стоимости ремонта поврежденных частей судна.

За повреждение судами береговых устройств и плавучих механизмов клиентуры пароходство уплачивает штраф в размере трехкратной стоимости ремонта поврежденных устройств или механизмов.

204. Помимо штрафов грузоотправитель или грузополучатель обязан возместить пароходству убытки, допущенные по их вине вследствие повреждения судна при погрузке или разгрузке, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза.

205. По прибытии груза в порт (пристань) назначения всю ответственность перед пароходством по перевозке этого груза несет грузополучатель. При этом грузополучатель может взыскать на общем основании с грузоотправителя все уплаченные им пароходству штрафы и сборы вследствие неправильных действий грузоотправителя, а также суммы расходов и убытков, связанных с перевозкой.

Ответственность за повреждение или порчу груза, происшедшие вследствие несвоевременного вывоза при соблюдении пароходством правил хранения грузов, несет грузополучатель, если порча или повреждение произошли по этой причине.

Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось в районе порта (пристани) назначения, ответственность перед пароходством несет грузоотправитель.

206. Пароходство несет ответственность за вред, причиненный им буксируемому судну или плоту.

Пароходство обязано возместить получателю стоимость древесины, распущенной при аварии буксируемого плота и не сданной по назначению, а также стоимость утраченного при аварии такелажа.

B том случае, когда сбор древесины возложен на лесосплавляющую организацию (ст. 136), пароходство, оплатившее получателю стоимость недоставленной древесины, может взыскать с организации, производящей сбор древесины, сумму, уплаченную получателю, за вычетом стоимости работ по сбору древесины.

Пароходство освобождается от ответственности, если докажет, что вред буксируемому судну или плоту был причинен, а древесина не могла быть собрана вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело.

207. За простой буксирующего судна вследствие неготовности предъявленного к буксировке судна или плота, задержки внесения платы за буксировку или задержки в пункте назначения приема доставленного судна или плота с владельца судна или плота или с получателя взыскивается в безакцептном порядке штраф в размере, установленном тарифом.

208. Пассажир, оказавшийся на судне без билета или в более высоком классе, чем обозначено на билете, подвергается штрафу в установленном размере.

Безбилетного пассажира, отказавшегося уплатить штраф и взять билет для дальнейшего следования, капитан удаляет с судна в ближайшем порту или пристани по пути следования судна; в этом случае штраф за проезд без билета взыскивается в принудительном порядке, установленном законом.

209. За непредоставление пассажиру на судне места, указанного в плацкарте, при отказе пассажира от предложенного ему другого места пароходство, помимо возврата суммы стоимости проезда и дополнительных доплат, уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном тарифом.

210. Пароходство несет ответственность за полную и частичную утрату и повреждение багажа в размере объявленной ценности, а если ценность багажа не объявлена, то в размере, установленном тарифом.

Пароходство освобождается от ответственности за утрату и повреждение багажа в случаях, указанных в ст. 191 и 192 настоящего Устава.

211. Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира.

За сохранность ручной клади пароходство несет ответственность лишь в том случае, если будет доказано, что утрата или повреждение клади произошли по вине пароходства.

212. За излишнюю ручную кладь, обнаруженную у пассажира, взимается штраф в размере 10 копеек за каждый килограмм.

Кроме того, пассажир обязан оплатить по багажному тарифу стоимость провоза излишней ручной клади от пункта выдачи билета до пункта его назначения.

Если пассажир не уплатит штрафа и не оплатит стоимости провоза излишней ручной клади, то причитающаяся с пассажира сумма взыскивается в принудительном порядке, установленном законом.

213. Пароходства несут материальную ответственность перед органами связи за утрату, повреждение или уничтожение перевозимой почты по вине пароходств в размере ответственности, которую несут органы связи перед отправителями или адресатами.

Взаимная ответственность пароходств и органов связи за замедление, задержку почтовых отправлений, а также за задержку судов, перевозящих почту, определяется Положением о перевозке почты по внутренним водным путям СССР, утверждаемым совместно Министерством речного флота и Министерством связи СССР.

Раздел Х. Акты, претензии и иски

214. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности пароходства, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при перевозке по внутренним водным путям, удостоверяются составляемыми пароходством коммерческими актами или актами общей формы.

215. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

а) несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

б) повреждения или порчи груза или багажа;

в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;

г) возвращения пароходству похищенного груза или багажа.

Недостачи и порча нефтегрузов устанавливаются актами сдачи-приема нефтепродуктов, составляемыми по форме, утвержденной Министерством речного флота и Министерством нефтяной промышленности СССР.

Акты общей формы составляются для удостоверения обстоятельств, не предусмотренных настоящей статьей.

Порядок составления актов и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются Правилами.

216. Пароходство обязано составить коммерческий акт, если оно само обнаружило указанные в ст. 215 настоящего Устава обстоятельства или если наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза или багажа.

Коммерческий акт подписывается начальником порта (пристани) или лицом, им уполномоченным, и лицами, участвовавшими в проверке груза, а также грузополучателем, если он участвовал в проверке груза или багажа.

При отсутствии грузополучателя коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником порта (пристани) или его заместителем, приемосдатчиком, начальником грузовой конторы или заведующим складом, а при отсутствии начальника грузовой конторы или заведующего складом на данной пристани - другим лицом, принимавшим участие в проверке груза или багажа.

217. Жалобы по вопросам обеспечения перевозок, поступившие от пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, начальник пароходства или начальник порта (пристани) обязан рассмотреть в пятидневный срок и письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения жалобы и о принятых мерах.

B случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обратиться в вышестоящие органы внутреннего водного транспорта, которые обязаны проверить жалобу и о принятых мерах уведомить заявителя не позднее месячного срока.

Контроль за правильным и своевременным рассмотрением начальниками пароходств и портов (пристаней) поступающих жалоб возлагается на вышестоящие органы внутреннего водного транспорта, которые обязаны систематически проверять положение дел с разбором жалоб, записи в книге жалоб и ответы на них и о результатах проверки делать отметки в книге жалоб.

Запись в книге жалоб не исключает необходимости предъявления претензии о возмещении ущерба, причиненного при перевозке, и об уплате штрафов.

218. Иски к пароходствам, вытекающие из перевозки и буксировки, могут предъявляться только в случае полного или частичного отказа пароходства удовлетворить претензию или после истечения срока, установленного для рассмотрения претензии.

219. Право на предъявление к пароходству претензий и исков имеют:

а) в случае полной утраты груза:

грузополучатель - при условии представления грузовой квитанции с отметкой на ней порта (пристани) назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции - документа об оплате стоимости груза и справки пароходства об отправке груза с отметкой порта (пристани) назначения о неприбытии груза;

грузоотправитель - при условии представления грузовой квитанции;

б) в случае частичной утраты, порчи или повреждения груза - грузополучатель при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного ему пароходством, или акта, указанного в статье 215 (для нефтеналивных грузов);

в) в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при условии представления накладной;

г) в случае задержки в выдаче груза - грузополучатель при условии представления накладной и акта;

д) в случае перебора провозных платежей - грузоотправитель или грузополучатель в зависимости от того, кто представит накладную;

е) в случае утраты, порчи, повреждения или просрочки доставки багажа: при полной утрате - предъявитель багажной квитанции, во всех остальных случаях - предъявитель выданного пароходством акта о частичной утрате, порче, повреждении или просрочке доставки багажа.

Действие настоящей статьи распространяется и на претензии, вытекающие из буксировки.

220. Не допускается предъявление взаимных претензий грузоотправителей, грузополучателей и пароходств на сумму менее 2 р. 50 к. по каждой накладной.

Не допускается предъявление претензий о возмещении суммы недобора или перебора и об уплате штрафа за просрочку по тем грузовым перевозочным документам, по которым общая сумма причитающихся или взысканных платежей и сборов не превышает 10 руб.

221. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузополучателем или грузоотправителем вышестоящей или нижестоящей организации.

Передача права на предъявление претензий удостоверяется переуступочной надписью на документе.

222. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к управлению пароходства назначения.

Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к управлению пароходства отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

а) к управлению дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

б) к управлению пароходства назначения, когда конечным пунктом перевозки является пристань или порт.

Претензии грузоотправителей по причитающимся им штрафам или премиям предъявляются к управлению пароходства отправления.

223. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. K заявлению о возмещении полной или частичной утраты или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

224. Претензии к пароходствам могут быть заявлены в течение шестимесячного срока, а претензии о выплате премий, об уплате штрафа за просрочку в доставке груза и о возврате штрафа за простой судов - в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за повреждение или частичную утрату груза или багажа;

б) по истечении 30 сут со дня окончания срока доставки - по претензиям о возмещении за полную утрату груза;

в) по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за полную утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;

г) по истечении 20 сут после окончания срока доставки багажа - по претензиям о возмещении за полную утрату багажа;

д) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о переборе провозных платежей и о штрафе за просрочку в доставке груза или багажа;

е) по окончании пятидневного срока, установленного для оплаты счетов (ст. 186), - по претензиям о взыскании сумм, причитающихся за неподачу или несвоевременную подачу тоннажа или тяги;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) пароходства о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа, взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня окончания буксировки - по требованиям, возникающим из буксировки;

и) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях.

225. Управление пароходства обязано рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение шести месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;

б) в течение 45 дней - по претензиям о переборах провозных платежей, о штрафах и премиях;

в) в течение трех месяцев - во всех остальных случаях.

226. При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении должно быть указано основание решения управления пароходства со ссылкой на соответствующие статьи настоящего Устава. B этих случаях представленные при претензионном заявлении документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз или плот переадресован и выдан другому получателю, то претензия возвращается пароходством заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз или плот, и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета заявителя претензии с фактическим получателем груза или плота или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.

При полном или частичном отклонении претензии управлением пароходства или оставлении ее без ответа заявителю претензии предоставляется на предъявление иска в суде двухмесячный срок со дня получения ответа или со дня истечения срока, установленного для ответа.

227. Иски пароходств, вытекающие из перевозки и буксировки, могут быть предъявлены в судебные органы в течение шести месяцев.

Указанный шестимесячный срок исчисляется:

а) по взысканию недобора провозных платежей - со дня выдачи груза;

б) по взысканию штрафов, причитающихся за непредъявление грузов, плотов и судов к перевозке или буксировке, - по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты этих сумм (ст. 186);

в) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

228. В тех случаях, когда расчеты по недостачам и излишкам грузов производятся по окончании навигации (ст. 194), срок исковой давности исчисляется с 1 января следующего года.

229. На признанную сумму претензии или присужденную сумму иска пароходство уплачивает 4% годовых.

Проценты начисляются по день перечисления или уплаты денег, начиная со следующих сроков:

а) по претензиям о возврате перебора провозной платы и дополнительных сборов - со дня выдачи груза или багажа;

б) по всем остальным претензиям - со дня предъявления претензии.

B таком же размере уплачивают проценты грузоотправители, грузополучатели и владельцы предъявляемых к буксировке судов и плотов по предъявленным к ним пароходством требованиям, возникшим из перевозки или буксировки.

B этих случаях проценты начисляются со дня предъявления пароходством письменного требования об уплате соответствующих сумм по день уплаты.

При возврате перебора в течение месячного срока со дня выдачи груза, а также при уплате недобора в течение того же срока со дня получения извещения о недоборе проценты на выплаченные суммы не начисляются.

По претензиям и искам о штрафах и по претензиям о выплате премий проценты не начисляются.

230. Иски к пароходствам, вытекающие из перевозки и буксировки, предъявляются в судебные органы по месту нахождения управления пароходства, к которому была предъявлена претензия.

231. Претензии о возврате перебора провозных платежей, а также о выплате премий, предусмотренных тарифами, не подлежат судебному рассмотрению и разрешаются управлением пароходства.

По претензиям о возврате перебора и о выплате премий на сумму до 100 руб. решение начальника пароходства является окончательным и не может быть обжаловано.

По претензиям о возврате перебора и о выплате премий на сумму свыше 100 руб. решение начальника пароходства может быть в месячный срок обжаловано министерству (ведомству), которому подчинено пароходство. B такой же срок на рассмотрение министерства (ведомства) могут быть переданы все претензии о возврате перебора и о выплате премий независимо от суммы, по которым управление пароходства не дало ответа заявителю в сроки, установленные ст. 225 настоящего Устава.

Решения министерства (ведомства) по этим жалобам являются окончательными и должны быть сообщены заявителю претензии в течение месячного срока.

232. К требованиям, указанным в ст. 224, 227 и 231 настоящего Устава, применяются правила о перерыве и приостановлении течения давности, установленные гражданскими кодексами союзных республик. Продление этих сроков не допускается.

* * *

Министерство речного флота и его органы на водных путях, грузоотправители и грузополучатели обязаны неуклонно и точно выполнять требования настоящего Устава.


(В редакции Постановлений СМ СССР от 14.01.59 N 59, от 18.04.59 N 420, от 12.09.59 N 1063, от 22.07.69 N 571, от 18.02.72 N 130, от 20.09.72 N 688, от 21.08.74 N 650, от 27.01.77 N 78, от 10.06.77 N 500, от 26.04.79 N 380, от 22.06.79 N 591, от 16.07.82 N 667, от 07.01.85 N 13, от 05.01.88 N 8)

 

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта