Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Устав автомобильного транспорта РСФСР

1. Автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает наряду с другими видами транспорта нормальное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности населения в перевозках и способствует укреплению оборонной мощи Союза ССР.

2. Устав автомобильного транспорта РСФСР определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций, других имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом.

Предприятия, организации и учреждения, имеющие автомобили, при осуществлении перевозок грузов для других предприятий, организаций и учреждений, а также перевозок пассажиров, багажа и почты пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для автотранспортных предприятий и организаций.

Настоящим Уставом регламентируются порядок составления и выполнения плана автомобильных перевозок в РСФСР, основные условия перевозок автомобильным транспортом грузов, пассажиров, багажа и почты, а также взаимоотношения находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций с предприятиями и организациями других видов транспорта в части осуществления автомобильных перевозок.

3. Главными задачами находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций являются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.

Автотранспортные предприятия и организации, а также министерства, ведомства, предприятия, организации и учреждения - грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать государственные интересы и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов автомобильным транспортом, рациональное использование подвижного состава, безопасность движения автомобилей и максимальное сокращение транспортных расходов в народном хозяйстве.

4. Действие настоящего Устава распространяется на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, осуществляемые автотранспортными предприятиями и организациями Министерства автомобильного транспорта РСФСР, Главмосавтотранса, Управления легкового автомобильного транспорта и Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома (автомобильный транспорт общего пользования), а также на перевозки, осуществляемые находящимися на территории РСФСР автотранспортными предприятиями и организациями, другими имеющими автомобили предприятиями, организациями и учреждениям министерств и ведомств СССР, РСФСР, других союзных республик, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов Советов народных депутатов, кооперативных и общественных организаций (ведомственный автомобильный транспорт), за исключением автотранспортных предприятий и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.

5. Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные.

К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным

- перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, к межреспубликанским - перевозки, осуществляемые по территории двух и более союзных республик, и к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории СССР.

6. На основании настоящего Устава Министерство автомобильного транспорта РСФСР утверждает, с последующим опубликованием в Сборнике правил перевозок и тарифов автомобильного транспорта РСФСР:

а) по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем при Совете Министров РСФСР - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР (в дальнейшем именуемые Правилами), разрабатываемые с участием заинтересованных министерств и ведомств и содержащие условия перевозок отдельных видов грузов, выполнения коммерческих операций, транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и организаций.

Условия транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и организаций в части, касающейся взаимоотношений находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций с предприятиями и организациями других видов транспорта, утверждаются по согласованию с соответствующими транспортными министерствами;

б) совместно с соответствующим министерством (ведомством) и по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем при Совете Министров РСФСР - особые условия перевозки в РСФСР автомобильным транспортом грузов предприятий, организаций и учреждений отдельных отраслей народного хозяйства;

в) совместно с соответствующим транспортным министерством - правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР;

г) Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;

д) Правила транспортно-экспедиционного обслуживания граждан в РСФСР.

Условия транспортно-экспедиционного обслуживания граждан в части, касающейся взаимоотношений находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций с предприятиями и организациями других видов транспорта, утверждаются по согласованию с соответствующими транспортными министерствами.

7. Автотранспортные предприятия и организации обязаны систематически улучшать свою экономическую работу, совершенствовать методы перевозок и изыскивать дополнительные резервы для снижения себестоимости и повышения рентабельности перевозок.

Основным методом работы автотранспортных предприятий и организаций являются централизованные перевозки грузов.

Грузоотправители и грузополучатели обязаны повсеместно содействовать развитию централизованных перевозок грузов.

8. На автотранспортные предприятия и организации Министерства автомобильного транспорта РСФСР возлагается:

а) осуществление перевозок грузов государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также грузов граждан.

Основной задачей предприятий и организаций автомобильного транспорта общего пользования является осуществление централизованных перевозок грузов в городах и промышленных центрах для промышленных предприятий, строек, снабженческих, торгующих и транспортно-экспедиционных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, перевозок грузов в сельской местности, и в первую очередь урожая зерновых и технических культур, овощей, картофеля, силосной массы и других сельскохозяйственных грузов на заготовительные пункты, на перерабатывающие предприятия и в места длительного хранения;

б) осуществление перевозок пассажиров, багажа и почты;

в) участие в прямых смешанных перевозках;

г) предоставление легковых автомобилей министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям для служебных поездок;

д) предоставление легковых автомобилей напрокат гражданам;

е) транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий,

организаций, учреждений и граждан.

Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования Мосгорисполкома осуществляют перевозки и оказывают услуги, возложенные на них действующими положениями.

9. Ведомственный автомобильный транспорт осуществляет на территории РСФСР:

все виды технологических и хозяйственных перевозок грузов промышленных предприятий и строек, за исключением централизованных, а также междугородных перевозок, выполняемых автомобильным транспортом общего пользования. Автомобильный транспорт строительных министерств может осуществлять в случае целесообразности также централизованные и междугородные перевозки грузов;

внутриколхозные и внутрисовхозные перевозки грузов, связанные непосредственно с технологией сельскохозяйственного производства.

Технологические перевозки грузов колхозов и совхозов в сельской местности могут также осуществляться централизованно автомобильным транспортом системы Государственного комитета РСФСР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.

Перечень технологических перевозок грузов определяется в установленном порядке.

Порядок осуществления технологических перевозок грузов ведомственным автомобильным транспортом устанавливается соответствующими министерствами, ведомствами, исполнительными комитетами Советов народных депутатов, кооперативными и общественными организациями, а при осуществлении этих перевозок предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования - Правилами.

10. В районах, где отсутствуют предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования, автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов, осуществляют все виды перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.

11. Министерство автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР утверждает и публикует в Сборнике правил перевозок и тарифов автомобильного транспорта РСФСР перечень автомобильных дорог, по которым регулярные междугородные перевозки грузов осуществляются, как правило, автомобильным транспортом общего пользования, пункты приема и выдачи грузов, перевозимых в междугородном сообщении, с указанием расстояния между этими пунктами, а также информирует об этом через автотранспортные предприятия или организации заинтересованных грузоотправителей.

Междугородные перевозки грузов по автомобильным дорогам, не включенным в указанный перечень, осуществляются предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования по соглашению с грузоотправителями (грузополучателями).

Предприятия, организации и учреждения министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов Советов народных депутатов, кооперативных и общественных организаций могут осуществлять междугородные перевозки грузов в порядке, предусмотренном Положение об организации междугородных автомобильных перевозок грузов в РСФСР, утверждаемым Советом Министров РСФСР.

12. Порядок и условия осуществления межреспубликанских автомобильных перевозок устанавливаются соглашением между Министерством автомобильного транспорта РСФСР и органами управления автомобильным транспортом других союзных республик.

При отсутствии указанного соглашения применяются порядок и условия осуществления этих перевозок, действующие в союзной республике, на территории которой автотранспортное предприятие или организация приняли к перевозке груз, пассажира, багаж или почту.

13. Международные перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляются в порядке, установленном законодательством Союза ССР.

РАЗДЕЛ II. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ

Подвижной состав

14. Для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты автотранспортные предприятия и организации должны иметь подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы.

15. Порядок содержания подвижного состава и сооружений автомобильного транспорта, а также порядок технической эксплуатации этого подвижного состава на линии устанавливаются правилами и инструкциями, разрабатываемыми с участием заинтересованных министерств и ведомств и утверждаемыми Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

Автомобильные дороги и подъездные пути

16. Автомобильные дороги общего пользования, находящиеся на территории РСФСР, подразделяются на дороги общегосударственного, республиканского и местного значения. Из дорог местного значения выделяются дороги областного значения.

Автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения находятся в ведении Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

Автомобильные дороги республиканского значения передаются Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР для постоянного обслуживания дорожным органам соответствующих Советов Министров автономных республик и исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов.

Автомобильные дороги местного значения находятся в ведении Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов.

Автомобильные дороги в пределах городов и рабочих поселков находятся в ведении соответствующих исполнительных комитетов Советов народных депутатов.

17. Министерство автомобильных дорог РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, а также колхозы, совхозы и другие предприятия и организации обязаны содержать находящиеся в их ведении автомобильные дороги, дорожные знаки, указатели и другие технические средства регулирования движения в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей, а также принимать необходимые меры к улучшению движения на этих дорогах.

18. Автотранспортные предприятия и организации, а также другие предприятия, организации и учреждения, имеющие автомобили, при перевозке грузов, пассажиров, багажа и почты по автомобильным дорогам обязаны обеспечивать безопасность движения и сохранность дороги.

На автомобильных дорогах запрещается:

а) проезд транспортных средств, общая высота которых с грузом превышает указанные на дорожных знаках габариты;

б) провоз грузов, выступающих по ширине за габариты транспортных средств, установленные государственным стандартом или техническими условиями, а также грузов, выступающих за задний борт более чем на 2 метра или волочащихся по дороге;

в) проезд всех видов транспортных средств с нагрузками на ось, превышающими нормы, установленные государственными стандартами или указанные на дорожных знаках.

Перевозка негабаритных грузов может осуществляться в отдельных случаях по разрешению дорожных органов и органов Государственной автомобильной инспекции в порядке, предусмотренном Правилами.

19. Министерство автомобильного транспорта РСФСР и Министерство автомобильных дорог РСФСР оказывает на автомобильных дорогах техническую помощь подвижному составу, независимо от его принадлежности, с оплатой стоимости оказанных услуг по тарифам.

На автомобильных дорогах общегосударственного значения техническая помощь подвижному составу в пути организуется средствами дорожно-эксплуатационных организаций Министерства автомобильных дорог РСФСР. На этих же дорогах техническую помощь подвижному составу оказывают станции технического обслуживания автомобилей и автотранспортные предприятия Министерства автомобильного транспорта РСФСР по месту их нахождения.

Перечень автомобильных дорог, на которых организуется техническая помощь, утверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством автомобильных дорог РСФСР и публикуется в Сборнике правил перевозок и тарифов автомобильного транспорта РСФСР.

Порядок организации на автомобильных дорогах технической помощи подвижному составу определяется Положением об организации технической помощи подвижному составу на автомобильных дорогах в РСФСР, утверждаемым Министерством автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством автомобильных дорог РСФСР.

20. Временное прекращение или ограничение перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по автомобильным дорогам в РСФСР может производиться только в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.

Решения о прекращении или ограничении перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты с указанием срока действия прекращения или ограничения перевозок по автомобильным дорогам общегосударственного значения принимаются Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, по остальным дорогам общего пользования - Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов.

О временном прекращении или ограничении перевозок по автомобильным дорогам общегосударственного значения Министерство автомобильных дорог РСФСР, а по остальным дорогам Советы Министров автономных республик и исполнительные комитеты областных (краевых) Советов депутатов трудящихся обязаны доводить до сведения заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан.

В неотложных случаях органы Государственной автомобильной инспекции могут запрещать или ограничивать движение автомобилей, осуществляющих перевозки, по отдельным участкам улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

21. Грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки и содержать эти пути в исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления перевозок.

22. Соответствие состояния автомобильных дорог и подъездных путей, находящихся на территории РСФСР, требованиям безопасности движения и сохранности груза и подвижного состава определяется совместно соответствующими дорожными органами, автотранспортными предприятиями или организациями и органами Государственной автомобильной инспекции.

Сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров

23. Погрузочно-разгрузочные пункты грузоотправителей и грузополучателей должны иметь: средства механизации и необходимое количество рабочих, обеспечивающих соблюдение установленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов; устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время; инвентарь, такелаж и в необходимых случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема и характера выполняемых работ необходимое количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов.

24. Для осуществления междугородных перевозок грузов предприятий, организаций, учреждений и граждан, в том числе и в прямом смешанном сообщении, приема грузов мелкими отправками, краткосрочного хранения грузов и подгруппировки их по направлениям Министерством автомобильного транспорта РСФСР создаются грузовые автостанции, транспортно-экспедиционные конторы, агентства и другие организации.

25. Грузовые автостанции должны иметь автомобильные подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки и необходимые помещения для краткосрочного хранения грузов и подгруппировки их, а также средства механизации и оборудование, обеспечивающее нормальное и бесперебойное выполнение погрузочно-разгрузочных и других грузовых работ.

26. Для обслуживания пассажиров в пригородных и междугородных сообщениях предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования, в зависимости от объема и характера перевозок, должны иметь автовокзалы (автостанции) и автопавильоны. Автовокзалы (автостанции) должны иметь билетные кассы и, в зависимости от объема и характера перевозок, камеры хранения ручной клади и багажа, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, буфеты или рестораны, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, справочное бюро, пункты медицинской помощи и т.д.), а также комнаты отдыха для шоферов и кондукторов, служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и движением автобусов и таксомоторов.

Размещение автовокзалов (автостанций) в городах должно обеспечивать удобное обслуживание пассажиров.

На территории, прилегающей к автовокзалам (автостанциям), должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и маршрутных таксомоторов. Благоустройство площадей при автовокзалах (автостанциях) возлагается на исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся.

27. Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования могут по согласованию с органами управления других видов транспорта использовать принадлежащие этим органам управления помещения в вокзалах для организации в них автовокзалов (автостанций).

28. Автотранспортные предприятия и организации на маршрутах движения автобусов оборудуют остановочные пункты указателями интервалов движения или расписаниями.

29. На остановочных пунктах автобусных маршрутов в городах и других населенных пунктах исполнительные комитеты Советов народных депутатов оборудуют посадочные площадки для входа пассажиров в автобусы и выхода из них и автопавильоны.

Для стоянки таксомоторов в городах и других населенных пунктах исполнительные комитеты Советов народных депутатов по представлению автотранспортных предприятий и организаций Министерства автомобильного транспорта РСФСР должны отводить специальные благоустроенные площадки.

Ремонт и содержание посадочных площадок, автопавильонов, а также стоянок для грузовых и легковых таксомоторов в городах и других населенных пунктах РСФСР производятся соответствующими исполнительными комитетами Советов народных депутатов.

РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Планирование перевозок грузов

30. Перевозки грузов автомобильным транспортом в РСФСР осуществляются по планам, которые составляются на основе планов производства, капитального строительства, закупок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота и обосновываются необходимыми расчетами.

Порядок и сроки разработки планов перевозок грузов устанавливаются положениями, утверждаемыми в порядке, установленном Советом Министров СССР.

Предприятия, организации и учреждения, министерства и ведомства при составлении планов перевозок грузов автомобильным транспортом обязаны учитывать необходимость:

а) снижения транспортных расходов;

б) удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и улучшения обслуживания его путем увеличения централизованных перевозок, а также внедрения рациональных маршрутов и схем грузопотоков;

в) улучшения использования подвижного состава автомобильного транспорта;

г) правильного распределения перевозок между различными видами транспорта.

31. Совет Министров РСФСР утверждает годовой план перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования с распределением объемов перевозок грузов:

а) по министерствам и ведомствам РСФСР;

б) по министерствам и ведомствам СССР (в части перевозок грузов предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории РСФСР) в соответствии с положением, утверждаемым в порядке, установленном Советом Министров СССР.

32. Годовой план перевозок грузов автомобильным транспортом министерств и ведомств РСФСР утверждается в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.

33. Годовой план перевозок грузов находящимися на территории РСФСР автотранспортными предприятиями и организациями министерств и ведомств СССР утверждается в порядке, установленном этими министерствами и ведомствами.

34. На основании утвержденного Советом Министров РСФСР годового плана перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования Министерство автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами утверждает годовые планы перевозок грузов по подведомственным республиканским объединениям (главным управлениям) автомобильного транспорта, а также по территориальным объединениям автомобильного транспорта, непосредственно подчиненным Министерству, и другим соответствующим подразделениям.

Планирование перевозок грузов по грузоотправителям (грузополучателям) на квартал осуществляется на местах территориальными объединениями автомобильного транспорта или другими соответствующими подразделениями, за исключением перевозок, планируемых в централизованном порядке.

Организация перевозок грузов

35. Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования РСФСР принимают к перевозке:

а) грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов;

б) вне плана - грузы разового характера при предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемые населением, а также грузы по указанию Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

Перевозки овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и организаций потребительской кооперации производятся по плану, а также по предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемым за пять дней до перевозок.

Автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов принимают грузы к перевозке в порядке, установленном соответствующим министерством, ведомством или исполнительным комитетом Совета народных депутатов.

Грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди.

36. На основании плана перевозок грузов автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

При заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа он пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для грузоотправителя.

Годовой договор может заключаться также автотранспортным предприятием или организацией со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для грузоотправителей и грузополучателей.

Перечень случаев, когда годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключаются автотранспортными предприятиями или организациями с грузополучателями, со снабженческо-сбытовыми или иными организациями, не являющимися грузоотправителями или грузополучателями, устанавливается Правилами.

По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие или организация по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала.

Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца.

Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом разрабатывается с участием заинтересованных министерств и ведомств и утверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем при Совете Министров РСФСР.

Порядок и сроки заключения годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом предусматриваются Правилами.

При постоянных хозяйственных связях автотранспортное предприятие или организация и грузоотправитель могут продлить на следующий год действие годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом.

37. Перевозки, выполнение которых связано с переброской подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования за пределы автономных республик, краев и областей РСФСР для работы вне места его постоянного пребывания, осуществляются по разрешению Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Перевозки, связанные с переброской указанного подвижного состава в пределах автономных республик, краев и областей для работы вне места его постоянного пребывания, осуществляются с разрешения территориальных объединений Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Переброска подвижного состава автомобильного транспорта в пределах РСФСР для перевозок сельскохозяйственных продуктов и сырья в период уборки урожая (для работы вне места его постоянного пребывания) осуществляется по разрешению Совета Министров РСФСР или в порядке, им установленном.

Дополнительные расходы автотранспортных предприятий и организаций, связанные с переброской подвижного состава для работы вне места его постоянного пребывания, оплачиваются грузоотправителем (грузополучателем) по тарифам.

38. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия и организации, сочетая перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание, производят по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства у грузоотправителей и грузополучателей, вывоз (завоз) грузов с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов.

Порядок организации централизованных перевозок грузов, а также права и обязанности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении этих перевозок устанавливаются Правилами.

Порядок организации централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, права и обязанности автотранспортных предприятий и организаций, станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов устанавливаются правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР.

39. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели) своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором на перевозку грузов автомобильным транспортом или принятым к исполнению разовым заказом.

40. На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ.

Форма заявок и порядок их представления устанавливаются в Типовом годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Форма разовых заказов и порядок их представления и оформления устанавливаются Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

41. Должностные лица, виновные в систематическом представлении завышенных заявок на перевозку грузов при составлении плана перевозок, в непредъявлении к перевозке грузов, предусмотренных годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом, заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а также в нарушении сроков погрузки и выгрузки грузов, несут ответственность в установленном порядке.

42. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок.

43. Огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие вещества, а также другие опасные грузы принимаются к перевозке автотранспортными предприятиями или организациями в порядке и в случаях, предусмотренных Правилами.

44. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям.

Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств.

Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного согласованными месячными заданиями на перевозку грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.

Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие или организация за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.

45. По договору перевозки груза автотранспортное предприятие или организация обязуются доставить вверенный им грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета (грузы нетоварного характера), автотранспортные предприятия и организации по условиям договора перевозки могут быть освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям.

46. Автотранспортные предприятия и организации принимают к перевозке отдельные грузы с объявленной грузоотправителем (грузополучателем) ценностью. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

Перечень грузов, объявление ценности которых является обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не допускается, устанавливается Правилами.

47. Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Порядок составления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами.

Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва шофера.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.

Министерства и ведомства - грузоотправители устанавливают форму товарно-транспортных накладных в соответствии с Типовой формой товарно-транспортной накладной.

48. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние могут оформляться одной товарно-транспортной накладной, одним актом замера или одним актом взвешивания суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены, в порядке, устанавливаемом Правилами.

49. Перевозка груза производится автотранспортным предприятием или организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя).

Перечень грузов, перевозимых в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), и порядок перевозки этих грузов устанавливаются Правилами.

50. При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации.

51. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

52. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.

При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место в соответствии с Правилами.

Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, или в установленных случаях в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и заготовительными организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.

53. Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.

При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой.

В случае прибытия автомобиля под погрузку ранее согласованного времени автомобиль считается прибывшим под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель не примет его под погрузку с момента фактического прибытия.

Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты, получающие или отправляющие грузы, обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки их.

Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки при перевозке грузов устанавливается Правилами, а при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты - правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР.

54. Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани), аэропорты обязаны осуществлять погрузку и разгрузку автомобилей в установленные сроки.

Сроки погрузки грузов на автомобили и выгрузки грузов из них, а также сроки выполнения дополнительных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой грузов, устанавливаются правилами применения тарифов, предусмотренными статьей 100 настоящего Устава, а при осуществлении погрузки или выгрузки грузов станциями железных дорог, портами (пристанями) и аэропортами - правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР.

Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты должны максимально сокращать время погрузки и разгрузки автомобилей.

55. При перевозке автомобильным транспортом строительных и других грузов в массовых количествах грузоотправители и грузополучатели обязаны обеспечить прием и отпуск грузов ежесуточно не менее чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни, не допуская в эти дни снижения объема погрузочно-разгрузочных работ.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов грузополучатели обязаны принять прибывший в их адрес груз от автотранспортного предприятия или организации в сроки, установленные транспортными уставами (кодексами) соответствующих видов транспорта или изданными на основании их правилами.

Автотранспортные предприятия и организации, осуществляющие технологические перевозки грузов, обеспечивают бесперебойную работу обслуживаемых предприятий и организаций в соответствии с планом и годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Шоферы автомобилей, занятые на технологических перевозках, должны быть проинструктированы и пройти обучение в соответствии с действующими на обслуживаемом предприятии правилами и инструкциями.

56. Необходимые для погрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы (козлы, стойки, прокладки, лотки, подкладки, проволока, щитовые ограждения и т.п.) должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем.

Брезент и веревки для укрытия и увязки грузов предоставляются автотранспортным предприятием или организацией с оплатой по тарифам.

Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются автотранспортным предприятием или организацией грузополучателю вместе с грузом или возвращаются ими грузоотправителю в соответствии с его указанием в товарно-транспортной накладной и за его счет.

57. Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем.

Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза.

58. Автотранспортное предприятие или организация может по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку:

а) тарных, штучных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприятиям торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом;

б) иных грузов при наличии у автотранспортного предприятия или организации средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае в годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом должны предусматриваться условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов, обязанность грузоотправителя производить предварительную подготовку груза (укладку на поддоны, в контейнеры и т.п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, а также помещения для рабочих.

59. На станциях железных дорог, в портах (на пристанях) и аэропортах погрузка грузов на автомобиль и выгрузка грузов из автомобиля производятся силами и средствами станции железной дороги, порта (пристани) и аэропорта, за исключением опасных и наливных грузов на станциях железных дорог и опасных грузов в портах (на пристанях) и аэропортах, погрузка и выгрузка которых производятся соответственно грузоотправителем или грузополучателем.

На грузовой автостанции погрузка грузов на автомобиль и выгрузка грузов из автомобиля производятся силами и средствами автостанции.

60. При перевозках грузов в массовых количествах грузоотправители и грузополучатели, а также автотранспортные предприятия и организации должны предусматривать в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом, внедрение прогрессивных методов выполнения этих работ. В пунктах с небольшим грузооборотом погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться с использованием различных средств простейшей механизации.

61. Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе грузоотправителем (грузополучателем), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности.

При массовых перевозках легковесных грузов (в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие или организация обязаны наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности подвижного состава.

62. При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов.

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру, по объемному весу или условно.

В тех случаях, когда автотранспортные предприятия и организации осуществляют централизованный вывоз грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов, соответствующие транспортные организации обязаны сдавать грузы автотранспортным предприятиям и организациям с проверкой веса или количества мест, а также состояния груза. При этом тарные и штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах.

Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.

63. Определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях - совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами автотранспортного предприятия или организации.

При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем.

64. Загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены.

Порядок пломбирования автомобилей, прицепов, отдельных секций автомобилей, контейнеров и цистерн устанавливается Правилами.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов прием автотранспортными предприятиями или организациями грузов от станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов производится по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

65. Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком грузы были приняты от грузоотправителя.

Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест.

66. В пункте назначения автотранспортное предприятие или организация при сдаче груза обязаны проверить вес, количество мест и состояние груза в случаях:

а) прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами или с пломбами попутной грузовой автостанции;

б) прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного правилами температурного режима при перевозке;

в) прибытия груза, погруженного автотранспортным предприятием или организацией со склада грузовой автостанции;

г) выдачи груза со склада грузовой автостанции.

Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются автотранспортным предприятием или организацией с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, автотранспортное предприятие или организация обязаны произвести проверку груза в поврежденных местах по товарно-транспортным накладным со вскрытием поврежденных мест.

При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса.

Вес груза считается правильным, если разница в весе груза, определенном в пункте отправления, по сравнению с весом, оказавшимся в пункте назначения, не превышает норм, установленных Государственным комитетом СССР по стандартам, и норм естественной убыли веса данного груза, утвержденных в установленном порядке.

67. Грузополучатель и автотранспортное предприятие или организация обязаны полностью выгрузить из автомобиля прибывший в адрес грузополучателя груз.

После выгрузки груза автомобили и контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков этого груза, а после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов грузополучатель обязан промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию.

В случаях, предусмотренных Правилами, промывка и дезинфекция автомобилей и контейнеров осуществляются грузоотправителем.

Автотранспортное предприятие или организация может по согласованию с грузоотправителем или грузополучателем принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции автомобилей и контейнеров.

68. Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязаны определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

При необходимости производства экспертизы автотранспортное предприятие или организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов.

69. Автотранспортные предприятия и организации обязаны осуществлять доставку грузов при междугородных перевозках в установленные сроки.

Сроки доставки грузов при междугородных перевозках и порядок их исчисления устанавливаются Правилами.

70. Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега.

Перевозки грузов с увеличением пробега по автомобильным дорогам, на которых организованы регулярные междугородные перевозки, допускаются по разрешению Министерства автомобильного транспорта РСФСР, а по остальным автомобильным дорогам - по разрешению соответствующего территориального объединения автомобильного транспорта.

Автотранспортное предприятие или организация обязаны при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.

71. Автотранспортные предприятия и организации при перевозке грузов в междугородном сообщении обязаны доставлять их на склад (квартиру) грузополучателя. Порядок доставки грузов на склад (квартиру) грузополучателя и оплаты за доставку грузов устанавливается Правилами. Хранение грузов на складах автотранспортных предприятий и организаций, если это предусмотрено Правилами, производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. Предельный срок хранения грузов на складах автотранспортных предприятий и организаций - 30 суток.

За хранение груза свыше одних суток автотранспортное предприятие или организация взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, установленную тарифами.

По истечении предельного срока хранения не востребованные грузополучателем грузы подлежат реализации в порядке, установленном Правилами.

72. Автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной.

Получение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) грузополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном Правилами, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).

При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена планом (договором, заказом, нарядом), грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.

При невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза в порядке, установленном Правилами.

В случае, когда автотранспортное предприятие или организация не имеют возможности доставить груз к месту нового назначения, они могут отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае автотранспортное предприятие или организация возвращает груз грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем.

Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузоотправитель не дал указаний о новом грузополучателе, груз может быть сдан для реализации другой организации.

73. Сумма, полученная автотранспортным предприятием или организацией за переданный другой организации груз, за вычетом сумм, причитающихся автотранспортному предприятию или организации, перечисляется:

а) грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной, - в случае оплаты им стоимости груза;

б) грузоотправителю - во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю или грузоотправителю эта сумма по истечении срока, установленного для предъявления претензий за не доставленные по назначению грузы, поступает в доход республиканского бюджета РСФСР.

В случае последующего возмещения грузоотправителю или грузополучателю в претензионном или исковом порядке суммы стоимости переданного другой организации груза, которая уже перечислена в доход республиканского бюджета РСФСР, автотранспортное предприятие или организация уплачивает эту сумму за счет очередных перечислений в республиканский бюджет РСФСР.

РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА И ПОЧТЫ

Перевозка пассажиров и багажа

74. Предприятия и организации автомобильного транспорта должны осуществлять перевозки пассажиров и багажа в автобусах и легковых автомобилях, обеспечивая безопасность пассажиров при пользовании автомобильным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на автовокзалах (автостанциях), в автобусах и легковых автомобилях, своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров.

Автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся осуществляют предусмотренные статьей 10 настоящего Устава перевозки пассажиров и багажа в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, и по действующим тарифам.

75. По договору перевозки пассажира автотранспортное предприятие или организация обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

76. Для выполнения городских, пригородных, междугородных и межреспубликанских перевозок пассажиров организуются соответственно городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские автобусные маршруты.

Организация новых маршрутов производится:

а) городских и пригородных - территориальными объединениями автомобильного транспорта по согласованию с исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов;

б) междугородных:

в пределах области, края, автономной республики - территориальными объединениями автомобильного транспорта по согласованию с соответствующими Советами Министров автономных республик или с исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов;

между областями - Министерством автомобильного транспорта РСФСР;

в) межреспубликанских - Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с органами управления автомобильным транспортом других союзных республик.

Новые маршруты могут быть организованы, если состояние дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности движения.

Движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию.

Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

77. На начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах городских и пригородных автобусных маршрутов для сведения пассажиров вывешиваются указатели интервалов движения автобусов по периодам суток и схемы маршрутов.

На остановочных пунктах пригородных маршрутов с интервалами движения более 20 минут вывешиваются расписания прибытия и отправления автобусов по данному остановочному пункту.

На автовокзалах (автостанциях) и в автопавильонах междугородных автобусных маршрутов вывешиваются для сведения пассажиров расписания движения автобусов по всем маршрутам, таблицы стоимости проезда пассажиров и провоза багажа, схемы планировки салонов автобусов различных типов, основные положения Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, а также объявления о времени начала и времени окончания работы касс.

78. На проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе, а также на провоз багажа каждый пассажир обязан иметь билет.

Автотранспортное предприятие или организация обязаны обеспечить продажу пассажиру проездного билета в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР. В автобусах междугородных маршрутов автотранспортное предприятие или организация обязаны предоставить пассажирам места для сидения.

Формы билетов и других проездных документов, порядок продажи и пользования ими, срок их годности устанавливаются Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

79. Для проезда пассажиров и провоза багажа на междугородных маршрутах автотранспортные предприятия и организации производят продажу билетов на всех остановочных пунктах в кассах или, в исключительных случаях, где не организована кассовая продажа билетов, - через шоферов (кондукторов).

Для проезда в автобусах междугородных маршрутов в начальных, конечных и наиболее крупных остановочных пунктах производится предварительная продажа билетов.

80. Камеры хранения на автовокзалах (автостанциях) принимают от пассажиров ручную кладь независимо от наличия проездных документов.

Запрещается прием и сдача в камеры хранения огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, едких и зловонных веществ.

Время работы камер хранения ручной клади устанавливается автотранспортным предприятием или организацией в зависимости от расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов, а также от местных условий.

81. Пассажир имеет право:

а) приобрести билет на любой автобус и маршрутный таксомотор в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;

б) провозить вместе с собой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов и в маршрутных таксомоторах одного ребенка в возрасте не свыше 7 лет (на междугородных маршрутах - одного ребенка в возрасте не свыше 5 лет), если он не занимает отдельного места;

в) провозить с собой бесплатно в автобусах городских, пригородных и междугородных маршрутов, а также маршрутных таксомоторах ручную кладь в размерах, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;

г) провозить с собой за плату по установленным тарифам багаж в размерах, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;

д) сдать багаж к перевозке в междугородном сообщении на багажных автомобилях на линиях, установленных Министерством автомобильного транспорта РСФСР;

е) при опоздании на автобус (маршрутный таксомотор) в течение 3 часов, а вследствие болезни или несчастного случая - в течение 3 суток с момента отправления автобуса (таксомотора), на который был приобретен билет, возобновить проездные документы с доплатой 25 процентов стоимости билета или получить обратно в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом 

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта