Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) просит Генеральную прокуратуру и ФАС пресечь практику навязывания управляющими организациями услуги технического обслуживания квартирных приборов учета воды (ТО КПУ). Официальные обращения от ОЗПП были направлены в контролирующие органы на прошлой неделе.
Регулярно в ОЗПП обращаются москвичи с жалобой на необходимость оплачивать навязанную и фактически не оказываемую услугу, которая в платежном документе обозначена как ТО КПУ (технического обслуживания квартирных приборов учета воды). Данная услуга обходится потребителям в сумму от 480 до 700 рублей в год. Всего на подобного рода поборы жители Москвы тратят около одного миллиарда рублей в год. И, в связи с повсеместной установкой счетчиков воды в Москве, до конца 2012 года указанная сумма незаконного побора может возрасти в несколько раз, увеличивая и без того огромную нагрузку на граждан по оплате услуг ЖКХ и бюджет города Москвы по субсидированию ТО КПУ.
От москвичей управляющие компании требуют заключения договора на обслуживание счетчиков при их установке или замене, без чего отказываются вводить счетчики в эксплуатацию, или просто включают оплату ТО КПУ в единый платежный документ (ЕПД) без договора. Навязывание услуги происходит также через включение условий о ТО КПУ в обязательный для каждого собственника договор управления многоквартирным домом и договоры на водоснабжение.
Указанные действия управляющих компаний входят в противоречие со ст. 16 закона «О защите прав потребителей», согласно которой запрещено обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Заключение договора на обслуживание счетчиков (ТО КПУ) не является обязательным согласно требованиям ГК РФ и Жилищного кодекса РФ (п. 4, 7 ст. 155, ст. 162 ЖК РФ). Это связано с тем, что обязательные для собственников и нанимателей договоры управления распространяются только на определенный перечень услуг: коммунальные услуги или услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества. Однако услуга ТО КПУ не относится к коммунальным услугам или услугам по содержанию и ремонту общедомового имущества. Закрытый перечень таких услуг приведен в ст. 154 ЖК РФ.
Интересен и перечень операций, входящих в ТО КПУ: визуальный осмотр прибора; проверка наличия и целостности пломб; протирка приборов от пыли; контрольное снятие и запись показаний; проверка работоспособности водозапорной арматуры; проверка работы счетного механизма. При этом ремонт счетчика в ТО КПУ не входит и при необходимости он будет произведен за отдельную плату. Вот и получается, что потребители оплачивают услуги организации, которая их же и контролирует. Все равно, если «Мосэнергосбыт» начнет брать деньги за визуальный осмотр электросчётчиков, проверку наличия и целостности пломб, контрольное снятие и запись показаний.
Кроме того, многие москвичи жалуются в ОЗПП, что за несколько лет пользования счетчиками воды, так ни разу и не увидели того, кто захотел бы проверить их работоспособность или хотя бы протереть с них пыль.
Взимать деньги с потребителей управляющим компаниям позволяет Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы» и регламент технического обслуживания от 26.09.09. В частности, Постановление предоставляет управляющим организациям исключительное право проводить на территории Москвы операции по техническому обслуживанию. Таким образом, акт Мэрии Москвы произвел раздел рынка волевым административным решением, что запрещено антимонопольным законодательством.
Правительство Москвы предписало потребителю исполнителя работ, состав работ и порядок их оплаты, санкции за отказ от договора. То есть урегулировало те вопросы, решение которых составляет исключительное право потребителя в силу принципа свободы договора (ч.1 ст. 421 ГК РФ) и не допускает административного вмешательства.
Кроме того, потребители большей частью и не подозревают о нарушении своих прав со стороны управляющих компаний. Информация об отсутствии у москвичей обязанности заключать договор ТО КПУ с управляющей организацией не доводится до потребителей. Такая информация не размещалась на стендах в здании ЕИРЦ и не включалась в информационные блоки ЕДП. Между тем, согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их выбора.
Таким образом, обслуживание счетчиков воды представляет собой регулярное выкачивание из населения денег за услуги, не имеющие никакой потребительской ценности, более того – фактически не предоставляющиеся. Подобная практика, по мнению ОЗПП, должна быть прекращена, а коммунальные службы и Правительство Москвы обязаны работать строго в правовом поле. Также вы можете прочитать про пользу бани и выбранных дров.