Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Роспотребнадзор выступает в защиту инвалида, пострадавшего от действий авиакомпании «Сибирь»

24.02.2009 16:04 В очередной раз правовая позиция Роспотребнадзора получает подтверждение в правоприменительной практике.

В ноябре 2007 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспокоенная явным игнорированием Министерством транспорта Российской Федерации требований федерального законодательства, поставила перед Правительством Российской Федерации проблему системного характера, связанную с ущемлением прав потребителей в отдельных сферах гражданских правоотношений.

Необходимость оперативного реагирования со стороны Роспотребнадзора была вызвана публикацией в «Российской газете» (№ 225, 10.10.2007) приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

При этом Роспотребнадзор, среди прочего, предупредил о невозможности привлечения кого бы то ни было к ответственности за нарушение таких ведомственных правил и, соответственно, о невозможности эффективной и полноценной защиты прав авиапассажиров через административные и иные полномочия Роспотребнадзора как единственного уполномоченного контрольно-надзорного органа в области потребительских правоотношений.

2008 год начался с того, что несчастные пассажиры, пытавшиеся вернуться с рождественских каникул в Российскую Федерацию (речь идет о событиях в аэропортах Болгарии в январе 2008 года), с изумлением обнаружили, что прав потребителей у них больше нет - их «отобрал» Минтранс России.

«Рыба гниет с головы» - так гласит народная мудрость. Вдохновленные своим основным регулятором, авиаперевозчики начали «творить чудеса» изобретательности по способам ущемления прав потребителей-пассажиров.

Так, в июне 2008 года показательным стало дело Натальи Присецкой о защите ее прав как потребителя по отношению к ОАО «Авиакомпания «Сибирь», более известной как «S7 Airlines». Указанный авиаперевозчик счел, что молодая, умная и красивая женщина-инвалид не имеет права быть ее клиентом. Однако 17 октября 2008 года Черемушкинский районный суд г. Москвы вынес иной вердикт: инвалид имеет право быть пассажиром, и, как любой пассажир, является потребителем, чьи права защищены законом. Суд обязал авиаперевозчика выплатить Наталье 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение ее потребительских прав.

В декабре 2008 года законность вынесенного судебного акта подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда. При этом суд кассационной инстанции, выразив, по сути, консолидированную позицию с Роспотребнадзором, указал, что федеральный закон «имеет большую юридическую силу, нежели Федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, являющимся отраслевым нормативным актом». Минтранс России с такой постановкой вопроса явно не согласен и не намерен сдаваться. Его ответом стала публикация в «Российской газете» (№ 266, 30.12.2008) изменений, внесенных в злополучный Приказ.

Такие действия демонстрируют гражданскому обществу, что Минтранс России по-прежнему считает свое мнение приоритетным по отношению не только к законам, но и к решениям органов судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что изменения, внесенные в приказ Минтранса от 28.06.2007 № 82, касаются тарифов на авиаперевозки.

Любопытно, что в начале 2008 года Управление Роспотребнадзора по Магаданской области по обращению Дальневосточной транспортной прокуратуры поставило вопрос о незаконности фактического увеличения цен на авиаперевозки пассажиров через применение так называемых «топливных сборов».

15 декабря 2008 года Арбитражный суд Магаданской области подтвердил правомерность такой позиции Роспотребнадзора, установив (по иску ОАО АК «КрасЭйр»), что практика взимания авиаперевозчиками «топливных сборов» с пассажиров не основана на нормах права. Упрямство министерства, субъективно понимающего возложенные на него функции по принятию нормативных правовых актов, подразумевающее их издание исключительно «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов» (Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314), фактически привело к системным нарушениям законодательства Российской Федерации.

Как результат, 18 февраля 2009 года разразился новый скандал. Все тот же авиаперевозчик - ОАО «Авиакомпания «Сибирь», не пустил на борт очередного потребителя-пассажира, на это раз инвалида по зрению. Мотивировка авиаперевозчика - федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.

При таких обстоятельствах проверка соответствия данного ведомственного нормативного акта требованиям федерального законодательства Российской Федерации, очевидно, становится неизбежной.

Что же касается потребителя, чьи права нарушены (Павел Обиух), то в соответствии с законом он намерен защитить свои права в суде. Роспотребнадзор уже дал согласие на участие в гражданском деле.

Источник:Роспотребнадзор

<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья >>


 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30
Архив по годам: 2004; 2005; 2006; 2007; 2008; 2009; 2010; 2011; 2012; 2013; 2014; 2015; 2016; 2017; 2018; 2019;













Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта