Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Новости | Потребители отстаивают право на тайну переписки

24.07.2009

Общество защиты прав потребителей оспаривает в Верховном Суде приказ Минсвязи №65.

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (www.ozpp.ru) подало в Верховный Суд РФ заявление о признании недействующим приказа №65 «Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно - розыскных мероприятий», принятого 19 мая 2009 года Министерством связи и массовых коммуникаций и вступившим в силу с 21 июля. Заявление подано в защиту неопределенного круга потребителей.

ОЗПП считает, что вышедший из-под пера чиновников Минсвязи приказ подготовлен в наихудших советских ведомственных традициях и игнорирует не только потребительское законодательство, но и другие международные и российские правовые акты, гарантирующие тайну переписки.

В п.2 утвержденных приказом Требований говорится буквально следующее:

«Информация об оказанных услугах почтовой связи и о пользователях услугами почтовой связи передается взаимодействующему подразделению уполномоченного органа по его запросам, в том числе по запросам с пункта управления уполномоченного органа (далее – пункт управления ОРМ).

В случае оказания услуг почтовой связи, в процессе которых средствами оператора почтовой связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информации передается в декодированном виде».

Оспариваемый приказ обязывает оператора почтовой связи передавать уполномоченному органу информацию об оказанных услугах и об их потребителях, причём в расшифрованном виде, и основанием для этого является лишь запрос уполномоченного органа.

Представители Минсвязи утверждают, что такая информация будет передаваться лишь по решению суда либо, в случае оперативной необходимости, – с уведомлением суда, и, следовательно, право граждан на тайну переписки нарушено не будет.

Однако в тексте самого приказа никакого уточнения по этому вопросу нет, как нет и ссылки на другие нормативные акты, которые закрепляли порядок обязательности судебного решения. Отсутствие в тексте приказа обязанности для почтовых служащих удостоверится в наличии судебного решения для нарушения права на тайну переписки, очевидно, может привести к массовым нарушением конституционных прав граждан.

Между тем, Конституция РФ, международные и российские нормативные акты предполагают ограничение права на тайну переписки только на основании судебного решения.

Обеспечение этой тайны является одним из основных потребительских свойств почтовых услуг. Нарушение тайны переписки без судебного решения ведет к массовому нарушению прав потребителей – пользователей почтовых услуг, поскольку качество почтовой связи, не обеспечивающей сохранность корреспонденции, существенно ниже по сравнению с тем, на что потребитель мог бы рассчитывать при заключении договора на оказание услуг почтовой связи.

К массовым нарушениям прав потребителей ведет отсутствие обязанности операторов почтовой связи предупреждать своих клиентов о возможности доступа к их почтовой корреспонденции со стороны третьих лиц без судебного решения. Отсутствие такого предупреждения лишает потребителей возможности сделать правильный выбор услуг.

Таким образом, приказ Минсвязи №65 нарушает ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 23 Конституции России, ст. 15 Федерального закона «О почтовой связи», ст. 4 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также общепринятые в современном обществе обычаи делового оборота и межличностного общения, предусматривающие безусловное обеспечение тайны корреспонденции.

Учитывая, что приказ Минсвязи №65 не соответствует перечисленным нормативным актам и ведет к массовым нарушениям конституционных, гражданских и потребительских прав, Общество защиты прав потребителей потребовало признать его недействующим.

Отдельный иск ОЗПП направило в Симоновский районный суд Москвы на ФГУП «Почта России» с требованием обязать ответчика информировать потребителей почтовых услуг об отсутствии гарантии тайны переписки при отправке почтовой корреспонденции.





 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта