Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   ОЗПП: права авиапассажиров-инвалидов нужно соблюдать

17.07.2012 10:28

Общество защиты прав потребителей обжалует Постановление Правительства, ущемляющее права инвалидов

Сегодня, 17 июля 2012 года, Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим Приказа № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г., так как в нем ограничиваются права инвалидов. Согласно абзацу четвёртому пункта 110 документа: «Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров».

В поданном заявлении ОЗПП сообщает, что данное положение противоречит целому ряду норм федерального законодательства, Международной Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. и безосновательно ограничивает права граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этот же принцип является основополагающим в международной Римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной РФ в 2008 году, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты.

Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет основные направления реабилитации инвалидов, к которым, в частности, относится создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 15 того же Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Весьма показательным является европейский опыт. Европейское сообщество приняло Регламент № 1107/2006 о правах инвалидов в авиатранспорте, который вступил в силу 26 июля 2008. Его основной принцип гласит: «Инвалиды или люди с ограниченной мобильностью должны иметь возможность летать на самолете как все остальные граждане, с правом на свободное перемещение, свободу выбора и не дискриминацию. Принципиальное отличие от российского законодательства имеет статья 3, запрещающая авиаперевозчикам отказывать инвалидам или людям с ограниченной мобильностью в транспортировке и обязанность перевозчика принять на борт человека, имеющего на руках действительный билет, оказав в случае необходимости всю необходимую помощь и содействие. В противном случае, следуют санкции от 5 тысяч до 120 тысяч евро.

ОЗПП заявляет: Оспариваемое положение нормативного правового акта является очевидно дискриминирующим по отношению к пассажирам (потребителям), в силу инвалидности не имеющим возможности самостоятельно передвигаться без кресла-коляски или транспортируемым на носилках.

Однако, полноценная реализация указанных норм федерального законодательства о социальной защите инвалидов невозможна до тех пор, пока ведомственный нормативный правовой акт допускает произвольный отказ перевозчика от транспортировки лица в кресле-коляске или на носилках, мотивированный отсутствием на воздушном судне необходимых условий для такой перевозки.

Известно, что перевозчики – коммерческие организации, руководствуясь в первую очередь целью извлечения прибыли, нередко злоупотребляют предоставленным им оспариваемой нормой правом на отказ от перевозки. Проконтролировать оправданность такого отказа в каждом отдельном случае невозможно.

При этом установленные теми же Правилами специальные меры, необходимые для безопасности жизни и здоровья таких пассажиров (наличие сопровождающего, наблюдение перевозчика, предоставление дополнительных мест, заблаговременное согласование условий перевозки и т.д.) являются вполне оправданными.

В случае удовлетворения Верховным судом Российской Федерации требований ОЗПП, российские инвалиды получат возможность беспрепятственно пользоваться услугами авиакомпаний, как это происходит в других странах, а сами авиакомпании будут вынуждены создать для них все необходимые условия для комфортного обслуживания во время авиаперелета.

Обсудить на форуме



<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья >>


 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30
Архив по годам: 2004; 2005; 2006; 2007; 2008; 2009; 2010; 2011; 2012; 2013; 2014; 2015; 2016; 2017;













Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

РЕКЛАМА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта