Сегодня, 24 ноября 2011 года, вступает в силу новая редакция перечня технически сложных товаров, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924. При этом существенно расширена номенклатура тех групп товаров, которые отнесены к технически сложным, и при обмене или возврате которых по истечении 15 дней после покупки необходимо доказывать существенность недостатка. Фактически Постановлением Правительства к технически сложным товарам (ТСТ) теперь отнесено 80% бытовой техники, включая такие популярные группы товаров, как: смартфоны и коммуникаторы, телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры, лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы и многие другие. Ранее действующая редакция перечня относила к сложно техническим товарам примерно 30% бытовой техники.
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) считает, что на практике это приведет к значительным затруднениям, которые будут испытывать миллионы российских потребителей с обменом или возвратом некачественной бытовой техники. Теперь потребителю по истечении 15 дней после покупки товара и выявления в нем недостатка, не относящегося к существенным, придется ждать ремонта, максимальный срок которого должен составлять 45 дней.
Еще в апреле этого года ОЗПП направляло в Министерство экономического развития свои замечания и предложения по новой редакции перечня ТСТ. Однако, наши предложения, как и предложения других экспертов, были проигнорированы.
Принятие данного перечня вполне наглядно говорит о некомпетентности его составителей, так как многие товарные позиции по-прежнему определены нечетко. Остается много возможностей для двойственного толкования – относить товар к ТСТ или нет. Кроме того, отдельные категории товаров, включенные в новый перечень, прежде всего смартфоны, коммуникаторы, навигаторы и другие гаджеты, на практике никогда не ремонтируются. Многие сервисные центры не имеют технологий и оборудования для их ремонта. В лучшем случае специалисты СЦ могут вставить новую электронную начинку целым блоком в старый корпус. Назвать подобную операцию ремонтом можно с очень большой натяжкой. При этом стоимость такого «ремонта» часто сопоставима или даже превышает закупочную цену самого аппарата, что делает подобную практику экономически невыгодной самим продавцам. В большинстве случаев даже подобная замена внутренностей произведена быть не может, поэтому какой-либо необходимости включать многие группы товаров в данные перечень не было. Осознавая это, некоторые торговые сети добровольно вводили упрощенный порядок обмена или возврата товара с недостатками, чтобы избежать затратной и никому не нужной процедуры ремонта в сервисном центре.
Практика снижения уровня защиты прав и интересов потребителей расходится с общемировой тенденцией. В большинстве экономически развитых стран степень защиты прав и интересов потребителей постоянно увеличивается путем развития законодательства в данной области и совершенствования правоприменительной практики. Вернуть или обменять товар при наличии любого недостатка можно в большинстве европейских стран. В некоторых странах законодательство позволяет вернуть или обменять товар, в том числе бытовую технику, даже в случае отсутствия недостатков, просто потому что потребитель по какой-то причине передумал ее приобретать.
ОЗПП считает утверждение нового перечня технически сложных товаров грубой политической ошибкой руководства страны накануне выборов депутатов Государственной Думы и Президента, которая самым негативным образом отразиться на правах и интересах 140 миллионов российских потребителей. Кроме того, возрастет количество конфликтных ситуаций, связанных с продажей низкокачественной техники. Увеличится нагрузка на сервисные центры и, следовательно, увеличатся сроки ремонта и очереди. Все это создаст дополнительную напряженность в отношения между потребителями, продавцами и производителями. Игнорируя мнение экспертного сообщества при принятии решений, Правительство накануне вступления в ВТО фактически открывает двери для импорта и реализации на территории РФ низкокачественной бытовой техники, действуя в интересах узкой группы лиц – владельцев компаний-импортеров и торговых сетей, игнорируя при этом интересы российских потребителей.