Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Российские потребители по-прежнему нуждаются в финансовом ликбезе

25.05.2017 05:37

Финансовая грамотность в наши дни становится уже неотъемлемой частью повседневной жизни практически каждого россиянина. Потребителям приходится сталкиваться с таким количество разнообразных финансовых услуг и акций, что без определенного набора знаний и навыков в указанной сфере можно понести существенные финансовые потери. Но насколько к этому готовы россияне? Именно этот вопрос стал предметом очередного мониторинга специалистов Высшей школы экономики.

Занималась этим мониторингом Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ. Несмотря на то, что страна уже более четверти века живет в условиях рыночной экономики, в наши дни 46% россиян, как было установлено в ходе мониторинга, все еще не имеют хотя бы зачаточного уровня финансовой грамотности. Соответственно, они не в состоянии адекватно оценивать финансовые риски и рассчитывать на какие-то выгоды. Причем граждане сами в этом признаются, то есть осознают масштабы проблемы.

При тестировании гражданам было предложено самостоятельно оценить уровень собственной финансовой грамотности, оценив его по пятибалльной шкале. «Единичку» честно выставил себе каждый пятый опрошенный. Интересно отметить, что минимальное количество таких безграмотных было в феврале 2010 года – всего 7%. По всей видимости, экономический кризис 2008-2009 годов заставил людей расширить свои познания в финансовой сфере, но потом число финансово безграмотных опять начало расти, достигнув к октябрю 2016 года 20%.

Все это приводит к довольно печальным результатам. Так, мониторинг показал, что финансовые договоры 9% россиян пописывают, вообще не читая. Еще 26% читают, но все равно подписывают, даже если понимают, что ничего не поняли в прочитанном. Так что не стоит удивляться тому, что огромное число заемщиков попадают затем в кредитные ловушки.

Не лучше ситуация и с хранением денег во вкладах и депозитах. 51% респондентов признались, что ничего не знают и не понимают в системе страхования вкладов, и это количество выросло за год на 5%. В итоге это приводит к многочисленным драмам, когда вкладчики теряют огромные деньги при банкротстве банков и отзыве у них лицензий.

Но не все так плохо, как считают в ВШЭ. По некоторым показателям финансовой грамотности россияне уже вполне достигли уровня европейских стран, которые уже давно живут в условиях рыночной экономики. Скажем, это относится к потребителям банковских услуг.

По итогам тестирования определено, что 45% россиян способны разобраться в некоторых тонкостях получения дохода от вкладов. И по этому показателю они существенно обходят, скажем, жителей Великобритании (37%), Чехии (32%) и Польши (27%).



<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья >>


 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30
Архив по годам: 2004; 2005; 2006; 2007; 2008; 2009; 2010; 2011; 2012; 2013; 2014; 2015; 2016; 2017;













Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта