Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Без угроз и запугивания – Московские новости

Верховный суд собирается запретить коллекторам выбивать банковские долги

Верховный суд поставил под угрозу рынок коллекторских агентств. Во вторник пленум ВС предложил всем судам признавать незаконной передачу долгов по кредитам структурам, «не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности», то есть коллекторам. Коллекторы, считают в правоохранительных органах, часто разбираются с должниками путем «угроз жизни и здоровью, запугивания, избиения». Сами коллекторы надеются, что инициатива ВС принята не будет, иначе, мол, она навредит самим потребителям — ставки по кредитам сильно возрастут.

Грядущее вступление России в ВТО «требует создания правовых механизмов, которые бы обеспечили надежную защиту прав потребителей», заявил вчера судья ВС Виктор Момотов, выступая с докладом на пленуме ВС. Судьи намерены принять специальное постановление пленума, которое бы разъясняло, как именно должны рассматриваться дела о защите прав потребителей (это произойдет где-то в течение месяца).

Пленум ВС предлагает запретить банкам и другим кредитным организациям передавать право требования по кредиту «лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности» (коллекторам). Еще в апреле Генпрокуратура в своем докладе Совету Федерации отмечала, что вопреки закону «О защите прав потребителей» банки, «действуя исключительно в своих коммерческих интересах, продают кредитные портфели коллекторским агентствам, что противоречит законодательству и прямо запрещено банковским организациям». По мнению правоохранителей, коллекторы «зачастую при помощи угроз жизни и здоровью, запугивания, избиения, вторжения в жилище граждан, распространения порочащих их сведений» вытрясают с заемщиков задолженность.

Если инициатива ВС будет принята, то коллекторы могут вообще исчезнуть с рынка. Глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков согласен с инициативой ВС. «Когда вы берете деньги в долг, для вас важна репутация того, к кому вы обращаетесь, — сказал он «МН». — Вы идете в серьезный банк, а он перепродает ваше досье и долги каким-то структурам, которые, возможно, не брезгуют криминальными методами». Коллекторы, естественно, придерживаются иного мнения. «Лишь малая часть коллекторов дискредитирует работу нашей сферы. Такое обобщенное отношение к нам как к организациям, занимающимся незаконной криминальной деятельностью, не имеет под собой оснований», — говорит гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.

Впрочем, судья ВС Виктор Момотов отмечает: постановление пленума ВС хотя и обязательно для всех судов, но если изменится законодательство и оно войдет в противоречие с постановлением, то именно требования закона будут приоритетными для российской Фемиды. В прошлом году Госдума рассматривала законопроект о коллекторских агентствах. Тогда он был отклонен, но не исключено, что депутатам предложат новый вариант закона. Гендиректор коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева настаивает на необходимости его принятия. «Никто не спорит с тем, что следует оградить граждан от контактов с недобросовестными компаниями на этом рынке, — говорит она. — Но как раз для этого и нужен закон». Инициатива ВС, по мнению Докучаевой, будет иметь негативные последствия: «Увеличение проблемных задолженностей приведет к росту резервов и затрат банка на обслуживание этой задолженности. Следовательно, возрастет процентная ставка по кредитам, что приведет к снижению доступности кредитов для добросовестных заемщиков и в итоге к падению объемов потребления».

Банки не обладают возможностями, которые позволяли бы им в полной мере решать проблему невозвратных кредитов, отмечает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Он предлагает «провести ревизию агентств — вычистить мусор и оставить только тех, кто работает законно». «Разумеется, это сложнее, чем одним махом делегализовать целую отрасль», — отмечает Четвериков. При этом банки, говорит он, должны сами минимизировать невозвраты, ужесточая требования: «Пора перестать выдавать кредиты практически вслепую, а заемщикам нужно разъяснять их ответственность».

Верховный суд упрочил родственные связи потребителей

Во вторник на пленуме ВС было предложено «умножить» потребителя, приобретшего товар, на количество его родных и близких. Жаловаться в суды на некачественные товары смогут не только непосредственные покупатели, но члены их семей, наследники и даже те, кому этот товар был перепродан.

Даже если продавец некачественного товара согласился с требованием покупателя, но уже после обращения последнего в суд, рассмотрение спора должно быть доведено до конца, решил ВС. В таких случаях потребители смогут рассчитывать на компенсацию причиненного морального вреда, а ответчик к тому же рискует заплатить штраф за то, что отказался сразу уладить дело миром и довел гражданина до суда.

Глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков отмечает, что в 40% случаев мы покупаем вещь не для себя, а для кого-то. «Если муж обнаружил дефект в сорочке, которую ему купила жена, то именно он будет выступать как потребитель, чьи права нарушены», — сказал он. А если суды будут налагать штрафы на нарушителей и обязывать компенсировать моральный вред потребителям, то авторитет российского правосудия существенно возрастет. «За рубежом все знают: тяжба повлечет за собой немалые убытки. А у нас нарушители судов не боятся», — считает Аншаков.




<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья >>

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта