Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Потребителю | Постатейный комментарий | Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

  1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
    • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
    • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;
    • цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
    • гарантийный срок, если он установлен;
    • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
    • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
    • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
    • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
    • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
    • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
    • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

    Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

  3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
  4. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

До принятия решения потребителем о приобретении им товара (работы, услуги) должна быть предоставлена необходимая достоверная информация, на основе которой он делает выбор. Информация должна включать сведения о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. Перечень информации при продаже отдельных видов товаров (работ, услуг) и способы ее доведения до потребителя устанавливаются постановлениями Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года № 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.

Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года № 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Причем, согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета от 20 мая 1998 года недостоверный перевод информации об импортных товарах на русский язык следует рассматривать как предоставление недостоверной информации.

Непредоставление потребителю в месте продажи необходимой достоверной информации о товаре согласно п. 3 ст. 495 ГК РФ рассматривается как необоснованное уклонение продавца от заключения договора, что влечет за собой обязанность возместить причиненные этим убытки (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

В соответствии с законом «О техническом регулировании» продукция, соответсвие которой требованием технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном этим законом, будет маркироваться знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003г. № 696. Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

Информации о товарах, работах, услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. Однако, ст. 317 ГК РФ предоставляет возможность продавцам указывать цену на товары и услуги в других валютах помимо рубля. Распространенная практика указания цены только в так называемых «у.е.». при отсутствие на ценнике рублевого эквивалента попадает под действие п. 1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предусматривает, что «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».

Очень важная норма - обязанность производителя - указывать наличие в продуктах генетически-измененных компонентов. Эта первая законодательная норма в этой области. Сейчас ясно, что ГМО есть в мясных товарах, в сое. Фактически это означает, что вне зависимости от процента, информация должна доводится. В теории, это означает, что уже сейчас ревизор, обнаруживший в ходе проверки в магазине или на рынке продукты питания с компонентами, полученными с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, имеет право наложить штраф либо на продавца, либо на изготовителя, если не предоставлена о наличии в продуктах генетически-измененных компонентов. Удастся ли оснастить наших ревизоров необходимой диагностической аппаратурой - покажет практика применения закона.

Если продавцом не предоставлена информация о том, что товар находился в употреблении или подвергался ремонту, то продажа подобного товара может рассматриваться как продажа товара с недостатками.

В значительной мере потребитель свой выбор при приобретении товара (работы, услуги) основывает на рекламе. Федеральным законом РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы. В ФЗ РФ «О рекламе» содержится такое понятие, как ненадлежащая реклама (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т.п.). Ответственность за недостоверную рекламу несет рекламодатель. Нарушения законодательства о рекламе рассматриваются Государственным антимонопольным комитетом в соответствии с «Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденным Приказом Государственного антимонопольного комитета от 13 ноября 1995 года № 147.

Ст. 182 УК РФ предусматривает ответственность за заведомо ложную рекламу, т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.


Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта