У каждого владельца бизнеса, который задумывается о старте онлайн-продаж, возникает вопрос, создать собственный интернет-магазин или продавать товары через маркетплейсы.
Ответ неоднозначен, так как зависит от многих факторов:
-
целей
-
сферы бизнеса
-
функционала
-
географии
-
бюджета
От этих базовых вещей и нужно отталкиваться, чтобы определить оптимальное решение для конкретной компании.
В чем разница
Маркетплейс представляет собой онлайн-платформу, которая позволяет делать покупки от разных магазинов в одном месте. Главными особенностями для бизнесменов являются: удобный функционал для размещения услуг или товаров, а также инструменты для оптимизации продаж. Для покупателей - это экономия времени на поиск отдельных товаров по различным ресурсам.
В пример можно привести: Rozetka, Алло, Prom.ua, F.ua и Izi.ua.
По данным Forrester Research во всем мире на 2016-2017 гг. было произведено свыше 50% покупок именно через маркетплейсы. И эта цифра увеличивается.
Из плюсов маркетплейсов можно выделить:
Чтобы начать продавать, требуется всего лишь заполнить профиль и добавить товары.
В зависимости от маркетплейса стоимость может варьироваться. Но она все равно меньше цены создания сайта, так как здесь не требуется разработка с нуля.
Покупатели уже знают о существовании крупной онлайн-площадки и доверяют магазинам, представленным в списке, поскольку каждый из них находится под контролем системы.
Сервис берет на себя все необходимые действия по доставке и оплате товаров. А также помогает компании выйти на международный рынок.
Маркетплейсы самостоятельно настраивают SEO-оптимизацию и создают рекламные кампании, привлекая нужную целевую аудиторию. А благодаря системе рейтинга, магазин может подняться вверх в поисковой выдаче онлайн-платформы.
Минусы таких площадок:
От каждого продавца требуют соблюдение оферты и условий маркетплейса. В ином случае магазин может быть заблокирован.
Однотипные страницы не позволяют выделиться на фоне конкурентов. А пользователь может даже не вспомнить название компании, у которой он заказывал товар, поскольку не придает этому большого значения.
Привлечь внимание возможного покупателя практически невозможно, опять же, из-за высокой конкуренции. А сам сервис постоянно модерирует комментарии, так что негативные отзывы очень сложно оспорить.
Интернет-магазин - это сайт, на котором продаются товары или услуги определенной компании. Главными отличиями являются: специально разработанный функционал и создание имиджа.
Плюсы интернет-магазинов:
Неповторимый дизайн способен выделить бизнес на фоне конкурентов и повысить узнаваемость.
Разработка индивидуальных инструментов позволяет посетителям комфортно пользоваться сайтом и внедрять новые технологии по мере необходимости.
Самостоятельная настройка рекламы позволяет анализировать потребности целевой аудитории.
В рамках законодательства компания в праве устанавливать свои условия по оплате, доставке, обмену и возврату товара.
Минусы:
При создании интернет-магазина следует учитывать работу веб-дизайнера, программиста, верстальщика, копирайтера, SEO-специалиста, маркетологов, а также расходы на хостинг и домен.
Владельцам сложно вести бизнес за пределами страны, так как нужно контролировать платежи, налоги и доставку в другие государства. При этом рекламировать себя и быть конкурентоспособными.
Каждый сайт нуждается в обслуживании. Поэтому необходимо иметь в числе постоянных сотрудников, как минимум, программиста - для устранения неполадок и добавления новых решений, и SEO-эксперта - для продвижения онлайн-магазина.
Создание интернет-магазина с нуля предполагает внедрение функционала и готовых решений, таких как: подключение платежных систем, интеграцию баз данных и других технических средств.
На раскрутку нового сайта и построение имиджа требуется много времени и команда опытных маркетологов. Что тоже нужно учитывать при расчете сроков и бюджета.
Какой вариант лучше
Маркетплейс и интернет-магазин решают разные задачи, в зависимости от типа бизнеса.
По сути, и то, и другое является рекламными каналами, но у каждого есть свои достоинства и недостатки.
Собственный сайт хорош в продвижении бренда компании, а торговая площадка открывает возможности для расширения географии продаж.
Если существуют ограничения в бюджете и времени, то маркетплейс - это отличный вариант.