За прошедшие года законодательство в области защиты прав потребителей претерпело значительные коррективы, но основа, заложенная 20 лет назад, осталась неизменной. Для своего времени данный документ являлся достаточно прогрессивным и одним из немногих реально действующих законов. По степени лояльности к потребителю российский закон «О защите прав потребителей» можно поставить на второе место после аналогичного закона США. За прошедшие 20 лет миллионы потребителей смогли, опираясь на его нормы, отстоять свои права в споре с недобросовестными продавцами, исполнителями, изготовителями.
В настоящее время судебная практика, основанная на применении закона «О защите прав потребителей» и подзаконных актов, складывается в пользу потребителей. Судами удовлетворяется 60-70%, поданных потребителями исков, когда потребители выступают самостоятельно в защиту своих прав и 90-95% исков, в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей. Причем количество обращений в суд ежегодно растет. Если в 1998 году было предъявлено 27,1 тысяч потребительских исков, в 2007 году - 95 тысяч, в 2010 году – 315 тысяч. Резко возросло количество исков к кредитным организациям. В 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 250 тысяч, тогда как в 2007 году было подано 4,8 тысяч исков. Соответственно, их число за 4 года выросло в 50 раз.
Однако существенной проблемой является сложившаяся практика с занижением судами размера компенсации морального вреда. Средняя сумма компенсации морального вреда для потребительских исков находится в пределах от 500 до 3 тысяч рублей. В данном случае подобные судебные решения никак не способствуют действенному наказанию недобросовестного предпринимателя, допустившего нарушения прав потребителей.
Кроме того, отмечается тенденция снижения числа исполненных судебных решений по потребительским искам. Если несколько лет назад исполнялось около 70% решений суда, то сейчас исполняется менее 40%. Причина кроется в низкой эффективности работы службы судебных приставов, часто незаинтересованных заниматься «незначительными» потребительскими делами, а также в широком распространении «фирм-однодневок», зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых недобросовестные предприниматели осуществляют деятельность.
По вышеуказанным причинам судебная система в России не является эффективным регулятором потребительского рынка, таким как в странах ЕЭС и США.
При наличии в целом положительной по отношению к потребителям судебной практики, есть ряд сфер деятельности, в которых права потребителей защищены слабо или практически не защищены. К таким проблемным отраслям можно отнести: сферу ЖКХ, где повсеместно отмечаются непрозрачность ценообразовании и формирования тарифов, приводящее к их завышению и навязанные услуги; финансовые и страховые услуги, где потребители сталкиваются часто с необоснованными отказами в выплате страховки и занижении ее размера или с дополнительными платами за обслуживание счета, оформление документов, непредставлении достоверной информации о стоимости кредита; услуги сотовой связи, где потребители не имеют возможности сменить оператора, не потеряв номер, а также повсеместно становятся жертвами различных видов мошенничества при отправке sms-сообщений или заказе платных услуг.
Причем следует отметить, что данные и другие отрасли являются проблемными с точки зрения соблюдения потребительских прав именно в силу того, что при регулировании деятельности в этих сферах применяется не закон «О защите прав потребителей», а специальные нормы права. В частности, в области авиаперевозок пассажиров действует ст. 120 Воздушного Кодекса, по которому потребителю положена издевательски низкая компенсация за задержку авиарейса в размере 25 рублей в час. Хотя большинство стран мира давно присоединились к Монреальской конвенции 1999 года, по которой компенсации за задержку авиарейса на порядок выше. Подобного рода ограничения по распространению действия закона «О защите прав потребителей» на отдельные отрасли выгодны, прежде всего, крупному бизнесу, активно лоббирующему свои интересы в Государственной Думе и Правительстве РФ.
К сожалению, по сложившейся в последнее время практике, данные органы государственной власти при принятии законов и подзаконных актов никак не учитывают мнение потребительского сообщества, что приводит не только к ущемлению прав потребителей при принятии поправок в действующие законодательство, но и к низкому качеству самой законотворческой работы.
Например, в конце 2011 года Правительство РФ утвердило новый Перечень технически сложных товаров (ТСТ), однако, при его принятии не учло мнение и рекомендации ОЗПП и других потребительских организаций. В результате на выходе получился крайне противоречивый документ, под действие которого без существенных оснований попало примерно 80% номенклатуры бытовой техники, тогда как раньше входило примерно 30%. Причем, многие товарные позиции по-прежнему определены нечетко. Остается много возможностей для двойственных толкований относимости, либо неотносимости одних и тех же товаров к ТСТ. Теперь потребителю по истечении 15 дней после покупки товара, относимого к ТСТ, и выявления в нем недостатка, не относящегося к существенным, придется ждать ремонта, максимальный срок которого должен составлять 45 дней.
Оценивая в целом 20-ти летний период с момента принятия закона «О защите прав потребителей», можно сделать вывод о противоречивости развития данной отрасли права. По отдельным направления есть прогресс, по другим самые насущные проблемы остаются без решения и должного регулирования, а по отдельным вопросам отмечается регресс в уровне защищенности прав потребителей. Данная ситуация является следствием прежде всего отсутствия понимания на государственном уровне необходимости достижения баланса интересов между потребителями и бизнесом. Считается, что снижение уровня защищенности потребителей является определенным стимулом для развития бизнеса. Однако опыт многих экономически развитых стран доказывает обратное. Защищенность потребителей, напротив, позитивно сказывается на уровне доверия к определенным товарам и услугам и способствует развитию рынка.