Это послужило поводом для обращения Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) в Мосгорсуд с заявлением о признании незаконными и недействующими с момента принятия актов Мэрии Москвы о принудительном техническом обслуживании водосчетчиков.
До настоящего времени на территории города действует постановление от 10.02.04 № 77-ПП и регламент технического обслуживания, утвержденный 26.09.09 заместителем мэра Москвы П.П. Бирюковым, несмотря на публичные заверения мэра Москвы Собянина С.С. о необходимости отмены платы за навязанную услугу ТО КПУ, которые он сделал на оперативном совещании в мэрии в конце прошлого года и в эфире телеканала ТВЦ. Также не решен вопрос о выплате компенсаций москвичам, с которых принудительно и незаконно взимались средства через ЕПД.
По приблизительным подсчетам всего за так называемое ТО КПУ жители Москвы заплатили 3 миллиарда рублей и незаконная практика продолжается под разными предлогами повсеместно в Москве.
Оспариваемое постановление предоставляет управляющим организациям, ТСЖ и ЖК исключительное право проводить на территории Москвы операции по техническому обслуживанию. Таким образом, акт Мэрии Москвы произвел раздел рынка волевым административным решением, что запрещено антимонопольным законодательством.
Характерно, что в результате аферы с принятием незаконных нормативных актов потери понесли не только потребители, но и бюджет Москвы, который с 2004 года регулярно выплачивал управляющим организациям, ТСЖ, ЖК субсидии на проведение необязательного и часто ненужного технического обслуживания счетчиков.
Деньги взимались за сверку расчетов (проверка показаний счетчиков), «стирание пыли» со счетчиков, проверку количества проживающих, наличие расчетной книжки и прочие операции, которые не имеют ничего общего с обязательными работами по обеспечению безаварийной эксплуатации приборов учета.
Все это вынудило ОЗПП обратиться в Следственный комитет РФ для проверки наличия в действиях должностных лиц Правительства Москвы, принявших указанные незаконные акты, состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (действия с явным превышением полномочий, причинившие значительный ущерб).
Дело в том, что в силу ст. 71 Конституции РФ, определяющей права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по принятию правовых актов, Правительство Москвы вообще не вправе принимать акты, устанавливающие обязанности потребителей, вводить обязательные работы (услуги) для потребителей, обязательность оплаты каких-либо работ (услуг), а также вводить технические требования для производства работ (услуг).
Правительство Москвы своим Постановлением предписало потребителю исполнителя работ, состав работ и порядок их оплаты, санкции за отказ от договора. То есть, урегулировало те вопросы, решение которых составляет исключительное право потребителя в силу принципа свободы договора (ч.1 ст. 421 ГК РФ) и не допускает административного вмешательства.
Кроме того, потребители большей частью и не подозревают о нарушении своих прав со стороны управляющих компаний. Информация об отсутствии у москвичей обязанности заключать договор ТО КПУ не доводится до потребителей. Такая информация не размещалась на стендах в здании ЕИРЦ и не включалась в информационные блоки ЕДП. Между тем, согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их выбора.
Таким образом, обслуживание счетчиков воды представляет собой регулярное выкачивание из населения денег за услуги, не имеющие никакой потребительской ценности, более того – фактически не предоставляющиеся. Подобная практика, по мнению ОЗПП, должна быть окончательно прекращена, а коммунальные службы и Правительство Москвы обязаны работать строго в правовом поле и научиться выполнять публично даваемые обещания жителям города.