Продуктовые ритейлеры считают, что подорожание продуктов связано с рядом фактором: ростом курса доллара, удорожанием кредитов, необходимых на закупку товаров у поставщиков, а также ужесточением условий получения торговыми сетями новых кредитов на поддержание оборота, что приводит к вымыванию ассортимента и опустению прилавков. При этом эксперты утверждают, что бедственное положению продуктовых ритейлеров, в период кризиса пытающихся удержаться на плаву, в том числе, и за счет повышения цен на продукты, во многом спровоцировано неправильной финансовой политикой сетей, проводимой ими еще задолго до кризиса. В частности, они указывают на чрезмерную закредитованность продуктового ритейла и непрозрачные отношения с поставщиками. При этом аналитики подчеркивают, что за ошибки ритейлеров в итоге будет расплачиваться конечный потребитель.
Между тем, в прозвучавших сегодня заявлениях ряда представителей крупных розничных продуктовых сетей нет намека на покаяние. Так вице-президент "Дикси Групп" Илья Якубсон, выступая в четверг на 14-м международном саммите лидеров продовольственного рынка в России, сказал следующее: "я думаю, что цены будут расти, и будут расти сильно". По его мнению, к концу года рост цен на продукты составит 30 проц или более. По мнению гендиректора компании "Агротрейд" Сергея Хаванова, "скачкообразность цен будет высокая и коснется, в первую очередь, производителей". В свою очередь, как заявил CEO ТД "Семья" Олег Пономарев, "к сожаленью, для нас дешевых продуктов не будет. Но сегодняшний день мы имеем последнее дешевое яйцо и дешевую курицу. С февраля производители присылают нам уже новые цены". Он отметил, что по итогам 1-го квартала 2009 г рост цен на продукты составит 6-7 проц, а по году - больше 20 проц. При этом О.Пономарев отметил, что благодаря девальвации рубля российские продукты становятся более востребованными, "Дайте хороший дешевый товар, и он будет продаваться", сказал он. Председатель правления объединенной компании "Холидей" Сергей Степанов поделился еще более пессимистическим прогнозом относительно роста цен на продукты. "Я считаю, что рост цен будет значительным - в лучшем случае - 25 процентов, в худшем - 45 процентов", - сказал С.Степанов.
Между тем, эксперты объясняют рост цен на продукты питания отчасти и монополизацией рынка продуктового ритейлера – крупные сети диктуют высокие цены, в некоторых сетях розничные наценки составляют порядка 40 процентов от "исходной" стоимости товара. Однако в период кризиса государство решило оказывать финансовую поддержку только крупным продуктовым сетям.
Осенью прошлого года в своем видеоблоге президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что мировой финансовый кризис простимулирует консолидацию в российской экономике, включая сектор розничной торговли. "Мы будем готовы принять необходимые меры и предоставить дополнительное финансирование на эти цели", - добавил глава российского государства.
В октябре правительство РФ направило рекомендации Сбербанку и ВТБ выделить средства на кредитование продуктовых ритейлеров. По итогам встречи вице-премьера Игоря Шувалова с представителями десяти крупнейших ритейлеров в ноябре 2008 года, был составлен список сетей, которым будет предоставлены кредитные линии. В список вошли: X5 Retail Group /сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель"/, "Магнит" "Дикси", "Седьмой континент", "Копейка", "Виктория", "Мосмарт", "Лента", "Холидей" и "О'кей".В общей сложности крупные ритейлеры подали заявки на получение финансовой помощи на сумму около 50 млрд. рублей. Первыми получили деньги от государства те торговые сети, у которых соотношение долг/EBITDA не превышало трех. Среди этих счастливчиков, в частности, оказались "Мосмарт" /1,5 млрд. рублей/, "Магнит" /2,5 млрд. рублей/, "Седьмой континент" /2,5 млрд. рублей/.
Глядя на лидеров отрасли, получить поддержку захотели и более мелкие продуктовые сети, в частности, региональные. Однако они быстро поняли, что денег от государства вряд ли удастся ссудить. На неофициальном уровне активно курсировала информация о том, что господдержка оказывается только тем ритейлерам, владельцы которых согласны поделиться с государством акциями принадлежащих им сетей.
Поэтому вопрос о закрытии ряда локальных торговых сетей или поглощении мелких ритейлеров "крупняком" становится вопросом ближайшего времени. Если количество сетей на рынке сократится, уровень конкуренции существенно понизится, и как неизбежное следствие возникнет дефицит предложения и рост цен на товары.
Против усиления монопольных тенденций в сегменте розничных торговых сетей в конце декабря 2008 года выступил, в частности, Мясной Союз России. Мясной Союз России, объединяющий крупнейшие предприятия мясной отрасли, выступил с информационным заявлением, конечной целью которого является внесение поправок в проект закона "О торговле". Основной причиной стали накопившиеся проблемы в сфере взаимоотношений товаропроизводителей и торговых сетей. "Ни рекомендации, ни прямые указания высшего руководства страны о необходимости скорейшей реализации закона "О торговле" не могут преодолеть лоббистско-бюрократический тормоз в данном вопросе.
Открытое обсуждение поможет уменьшить влияние сил, незаинтересованных в скорейшем принятии справедливых условий торговли на продовольственном рынке РФ, - отмечается в заявлении. - Развитие розничных сетей, конечно, привело к существенным положительным изменениям в развитии качества торговли, однако бедой является то, что это развитие происходит за счет изъятия ресурсов у товаропроизводителей".
В результате мясоперерабатывающая отрасль, например, теряет конкурентоспособность, неэффективно амортизирует основные средства производства. А ведь именно эта отрасль оказалась наиболее устойчивой в конкуренции с импортной продукцией и реализовала программу импортозамещения в полной мере. При этом налицо несправедливость условий торговли, которые ухудшаются год от года. "Крупные сетевые структуры практикуют единообразную договорную методологию взаимодействия с поставщиками, однако совокупность их взаимодействия приводит к монопольному эффекту /доминированию/.
Такие скрытые механизмы, как плата за вход, плата за место продукции на полке, ретро-бонусы, выплаты на маркетинг практически изымают средства из цепочки образования цены создания продукта, нарушая тем самым "естественный ход торговли", - заявил Мясной Союз России. - Особенно хотим обратить внимание на следующую ситуацию: для социального равновесия государство ограничило уровень НДС в 10 проц на важнейшие продовольственные товары.
Цель данного решения - обеспечение экономической доступности и роста потребления населением важнейших продуктов питания. Однако розничная торговля не делает никакой корреляции по поддержанию такой лояльности в ценообразовании для этой группы товаров. Сегодня торговая наценка и непрямые выплаты за счет средств производителей на товары, которые имеют льготный уровень НДС, в розничных центрах продаж доходят до 40 проц и более. Это не позволяет населению видеть старания правительства в области обеспечения расширенного потребления продовольственных товаров". Поэтому Мясной Союз России предложил установить на наиболее социально значимые мясные продукты наценку розничных торгующих организаций в размере не более 25 проц, включив в нее все выплаты, в т.ч. ретро-бонусы, затраты на маркетинг, а входной бонус на эти продукты отменить.
Платежная дисциплина должна быть строго регламентирована законом. Перечень таких продуктов определен Правительством РФ - это все продукты, на которые установлена льготная ставка НДС в размере 10 проц. В Союзе считают, что в случае принятия предложенных мер в законе "О торговле" мясоперерабатывающая отрасль сможет в большей мере реализовать задачу роста производства продукции, а доступность продовольствия для населения существенно возрастет.
Под приведенном выше обращением к правительству Мясного Союза России могут смело подписаться и производители других видов продуктов питания. В этой связи довольно цинично звучит заявления одного из руководителей крупной торговой сети о том, что ритейлеры ждут от поставщиков и производителей недорогой и качественной отечественной продукции, что поможет снизить ожидания роста цен на товары в 2009 году. Так кто же провоцирует рост цен на продукты питания? Вопрос из разряда вечных российских вопросов: кто виноват и что делать?
Представитель Общества защиты прав потребителей Алишер Захидов дал по этому поводу обширный комментарий: «Решение властей в период кризиса оказывать финансовую помощь только крупным продуктовым сетям принято скорее в интересах укрепления крупного торгового бизнеса, чем в интересах потребителей. Кроме того, данное решение ставит в неравные условия иных участников торгового рынка. Ожидать, что такой шаг хотя бы стабилизирует цены - иллюзия.
Если принимать решение о предоставлении финансовой помощи, необходимо было создать механизм помощи и небольшим магазинам, объектам торговли, малому бизнесу, о котором так часто говорят последнее время (деньги малому бизнесу), и это было хорошей возможностью реализовать этот лозунг в действии (при условии, если правительство действует в интересах соблюдения принципа социальной справедливости).
Если небольшие магазины обязаны немедленно расплачиваться с поставщиками за поставленную продукцию, то у крупных сетях задолженность перед поставщиками может достигать несколько месяцев, и те терпят такое положение, подчас испытывая на себе откровенный диктат крупного сетевика. Сетевики зачастую диктуют ценовую политику производителю, чего не могут делать себе одиночные магазины.
Проценты, указанные в статье, в отношении роста цен в 2009г. на продукты питания, вызывают большой скепсис, т.к. по сравнению с октябрем 2008г. по многим продуктам цены выросли уже на 10-30% . Реальных сдерживающих механизмов цен на продовольствие нет по ряду причин. Это и тот факт, что значительная доля продуктов ввозится по импорту. И то, что тариф на электроэнергию с нового года вырос на 50% и будет расти и впредь, в том числе и для отечественных сельхозпроизводителей, и то, что развитие отечественного сельского хозяйства так и продолжает буксовать.
В виду роста цен на продовольствие для потребителей, наступает реальная угроза приобретения некачественных продуктов питания с различными ингредиентами «идентичными натуральным». Чтобы обезопасить себя от приобретения некачественного продовольствия необходимо помнить, что вы можете приобрести продукт ненадлежащего качества.
Для того чтобы обезопасить себя от этого, вы имеете право потребовать сертификаты соответствия на ту или иную партию продуктов. Внимательно читайте состав данного товара! Помните, что товар должен иметь срок годности – срок, в течение которого продавец имеет право продавать этот товар, по истечении этого срока товар должен быть удален с прилавка. В случае возникновения конфликтной ситуации с продавцом ведите себя спокойно. Сохраняйте чек при покупке и внимательно его проверяйте. Вы всегда можете обратиться с жалобой на данное конкретное действие продавца в Роспотребнадзор, орган, который контролирует стандарты качества в торговле и качество продуктов питания (в Интернете вы найдете то Управление Роспотребнадзора, которое курирует ту территорию, на которой находиться этот магазин, объект торговли). К жалобе приложите копию чека.
Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, сохраните товар (в морозильнике, в упаковке и т.д.) и обратитесь в Роспотребнадзор для проведения экспертизы его качества. По фактам нарушения прав потребителей вы можете всегда обратиться в Общество защиты прав потребителей. Не забудьте оставить жалобу в книге отзывов и предложений магазина.
Жалоба на неправомерные действия продавца - это не ябедничество. Это пример вашего сознательного и ответственного отношения к своей жизни, к себе самому. Поэтому не надо этого стесняться. Я совершенно согласен с мыслью, высказанной в статье, что платежная дисциплина на рынке продовольствия и, прежде всего, регулирования цен на продовольствие должна быть регламентирована законом.
Идея любого закона исходит из самого древнего принципа – принципа справедливости. Чем больше справедливых правил, установленных в интересах большинства, тем меньше возникает объективных факторов для злоупотребления в интересах меньшинства (в виду своего должностного, чиновничьего положения, монополизирующего положения на рынке, финансового неравенства участников рынка).
В заключении хочу напомнить, что продавцы - это по сути «тоже наши люди», мы все находимся по одну сторону баррикад, поэтому не надо смотреть на продавцов как на врагов или на хамов, настраивайтесь на позитивный лад. Любая покупка - это выбор, и если вы делаете его с негативными мыслями, то и выбор может быть неудачным».
Источник: Прайм-Тасс