Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Новости | Очередной конфликт с авиакомпанией «Сибирь» - незрячего не пустили в самолет из за отсутствия собаки-повадыря

19.02.2009

Авиакомпания «Сибирь» (летает под брендом S7), которой и так хватает проблем, оказалась в центре очередного скандала. Инвалид по зрению Павел Обиух намерен потребовать от нее возмещения морального ущерба в размере 1 млн рублей за то, что его не пустили на борт самолета. Компанию подвергли остракизму общественные и государственные организации, а Генпрокуратура решила проверить деятельность «Сибири».

Между тем в самом перевозчике всю вину за инцидент перекладывают на агента по продаже билетов, который забыл вписать Обиуха в особую категорию пассажиров.

Вчера в московском аэропорту Домодедово авиакомпания «Сибирь» не пропустила на борт самолета инвалида по зрению Павла Обиуха, сославшись на то, что он должен находиться на борту в присутствии сопровождающего или собаки-поводыря. В результате Обиух не смог вылететь в Казань рейсом 026 в 19.45, на который у него был куплен билет.

Позднее он приобрел билет авиакомпании «Татарстан» и благополучно добрался до столицы республики. После чего заявил «Интерфаксу», что намерен обратиться с иском к «Сибири» в суд. «В настоящее время мы ведем сбор доказательств для обращения в суд с иском. Окончательные требования будут сформированы после того, как Обиух вернется в Москву из Казани, где он находится в командировке», – сообщил сегодня юрист региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Максим Ларионов, который будет представлять интересы пассажира в суде. Он уточнил, что иск к «Сибири» планируется подать по месту регистрации истца. Примечательно, что «Сибирь» наступает на те же грабли уже не в первый раз.

В прошлом году Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой к авиакомпании в связи с отказом допустить ее на борт самолета без сопровождающего лица. Как выяснила тогда Генпрокуратура РФ, экипаж самолета, не пустивший на борт Присецкую, руководствовался нормой, включенной в «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ОАО „Авиакомпания „Сибирь”», ограничивающей перевозку инвалидов-колясочников без сопровождающего лица.

Прокуроры выяснили, что данное положение противоречит требованиям ряда статей Воздушного кодекса РФ, закона «О защите прав потребителей», закона «О социальной защите прав инвалидов в РФ» и пункту 110 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в адрес руководителя авиакомпании «Сибирь» был принесен протест об отмене незаконных ограничений, а также внесено представление об устранении нарушений закона и наказании виновных лиц. А Минтранс поручил авиакомпании «Сибирь» и аэропорту Домодедово привести документы, регламентирующие обслуживание граждан с ограниченными физическими возможностями, в соответствие с федеральными авиационными правилами, в том числе уточнить обязанности компании и служб аэропорта при обслуживании таких пассажиров.

Возможно, именно поэтому волна возмущения в адрес авиакомпании сегодня просто захлестнула все каналы информации. «Этот вопиющий случай свидетельствует о том, что прошлогоднее аналогичное происшествие не явилось случайностью или самодеятельностью отдельных работников авиакомпании. Это настоящий вызов обществу и российским законам, и этот вызов требует незамедлительной и самой жесткой реакции», – заявил сегодня спикер Совета федерации РФ и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Пришло время для общественного обсуждения действий менеджмента авиакомпании «за бездумное, унизительно-формальное отношение к людям», заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. И предложил выдать «Сибири» приз как самой недружественной авиакомпании к потребителям ее услуг.

Вице-президент Всероссийского общества слепых Лидия Абрамцева заявила, что «Сибирь» нарушила Международную конвенцию о правах инвалидов и нормы федерального закона «О защите прав инвалидов в РФ», согласно которым организациям предписывается осуществлять доступ инвалидов к любым объектам социальной связи. Однако, считает Абрамцева, причиной нарушения со стороны компании «Сибирь» стали не недочеты российского законодательства, а отсутствие механизмов реализации законов. «Законодательство не такое уж и плохое, но нет средств контроля. В России нет механизма реализации этих законов. За рубежом за несоблюдение подобных правил предприятия подвергаются большим штрафам», – отметила она.

На скандал оперативно отреагировали ведомства. Так, директор департамента социальной защиты Минздравсоцразвития России Ольга Самарина заявила, что «если у авиакомпании не было возможности обеспечить сопровождение незрячего пассажира, они должны были предупредить об этом на этапе покупки билета, то есть, по сути, заключения соглашения о предоставлении услуг». А официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева сообщила, что ведомство намерено провести проверку по данному вопиющему случаю. В Росавиации и Ространснадзоре заявили, что если Павел Обиух направит в их адрес официальную жалобу, они также начнут расследование, «на основании которого будут сделаны соответствующие выводы».

К примеру, на «Сибирь» могут наложить административные штрафы. Перевозка пассажиров-инвалидов регулируется Федеральными авиационными правилами (п. 82) и статьей 107 Воздушного кодекса РФ. В соответствии со статьей 107 перевозчик может отказать пассажиру, расторгнув в одностороннем порядке договор о перевозке, если состояние пассажира требует особых условий воздушной перевозки. Поэтому пассажир должен сообщить о своем состоянии заблаговременно, чтобы авиакомпания могла подготовить воздушное судно.

Согласно правилам, для ухода за пассажиром-инвалидом, обеспечения безопасности самого пассажира и других, безопасности полета в целом при возникновении внештатной ситуации необходим сопровождающий. Кстати, организация «Перспектива», юристы которой будут представлять в суде интересы Павла Обиуха, намерена обратиться в Верховный суд РФ с требованиями оспорить правила перевозки инвалидов на воздушных судах. «Мы будем добиваться внесения изменений в Воздушный кодекс, с тем чтобы запретить отказ авиапассажирам в связи с их физическими недостатками», – отметил Максим Ларионов.

Между тем в самой авиакомпании «Сибирь» заявили, что не нарушали федеральных авиационных правил (ФАП), не допустив на борт пассажира с ограниченными физическими возможностями. По данным компании, 10 февраля Павел Обиух приобрел билет на рейс авиакомпании через агента по продаже билетов «Русаэро». Однако при бронировании билета агент, согласно ФАП и правилам перевозок авиакомпании, должен был уведомить авиаперевозчика о том, что Обиух относится к особой категории пассажиров, согласовать возможность перелета пассажира, лишенного зрения. «Агент не выполнил технологию, что подтверждается информацией в системе бронирования», – пояснил представитель «Сибири». В результате при обращении на стойку регистрации Обиуху и было отказано в перелете, поскольку он следовал без сопровождающего лица.

В связи с нарушением федеральных авиаправил «Сибирь» намерена направить претензии «Русаэро» и во избежание проблем рекомендует людям с ограниченными возможностями приобретать билеты в офисах продаж самой авиакомпании. В авиакомпании добавили, что ее рейсами ежемесячно перевозится более 100 пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Комментирует представитель Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк: «Действительно, при пользовании услугами авиаперевозки инвалидам в силу закона гарантированы специальные условия перелёта. В частности, для инвалидов по зрению предусмотрены различные варианты перевозки: с сопровождающим, с собакой-поводырём, либо под наблюдением перевозчика (если перевозчиком предусмотрен такой тариф). В то же время, согласно п. 114 Федеральных авиационных правил, несопровождаемый пассажир, лишенный зрения, принимается к перевозке под наблюдением перевозчика по согласованию с перевозчиком и после оформления в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика. Очевидно, что данная норма специально предусмотрена в целях безопасности пассажиров с ограниченными возможностями. Поэтому для оценки перспектив судебного процесса необходимо установить, обращался ли пассажир с соответствующим заявлением к перевозчику, а также чем аргументирован отказ - отсутствием специального тарифа, невозможностью (действительной или предполагаемой) оказать такую услугу и т.п.»

Источник: www.expert.ru





 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта