Данные о причинах коллапса разнятся: столичные спасатели заявляют о скачке напряжения, московский метрополитен говорит о задымлении.
Мэр Москвы Сергей Собянин, прибывший на место аварии - станцию метро «Славянский бульвар», поручил в течение нескольких часов установить причины аварии в метро. Он поставил перед оперативными службами города задачу сделать всё возможное для скорейшего освобождения людей и их лечения, организовать горячую линию и оперативный пресс-центр.
Сообщается, что вдоль Арбатско-Покровской линии для перевозки пассажиров пущены бесплатные такси и автобусы. Бесплатные желтые такси компаний «Новое желтое такси», «Формула такси» и «Такси 956» курсируют между пятью станциями Арбатско-Покровской линии, помимо 66 компенсационных автобусов "Мосгортранса".
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обеспокоено произошедшим и советует потребителям, как бороться за свои права.
«Сейчас, как известно, городскими властями проводится политика, при которой горожане с личного автотранспорта должны пересаживаться на общественный, - комментирует юрист ОЗПП Олег Фролов, - и, казалось бы, потребитель, приобретая за свои деньги проездной в метрополитен, должен быть уверен в том, что услуга по перевозке будет оказана качественно, однако метрополитен гарантий в отношении качественных перевозок дать не может.
То есть происходит следующее: пассажиропоток увеличивается, прибыль растет, а вот качество оставляет желать лучшего. Получается, что в мирное время, без каких-либо терактов люди в метрополитене гибнут и калечатся».
ОЗПП неоднократно призывало общественность обратить внимание на проблемы столичной подземки, что метро нуждается в реконструкции и улучшении, однако правозащитников до сих пор не слышат.
В частности, ОЗПП были проведены проверки, по результатам которых было установлено, что метрополитен нарушает нормы санитарного законодательства, выяснилось, что уровень звукового давления в вагонах завышен, температурный режим, особенно в летний период, зачастую нарушается. Кроме того, правозащитники неоднократно указывали на сильную изношенность покрытия полов, выраженную в наличии вытертостей и уступов между смежными изделиями. Все это создает травмоопасную ситуацию для пользователей подземного транспорта.
Ранее ОЗПП требовало признать действия ГУП противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и привести станции и сооружения метрополитена в соответствие с нормами законодательства.
Глава ОЗПП Михаил Аншаков советует сперва направить руководству столичной подземки письменную претензию. «Если там откажутся выплатить компенсацию в досудебном порядке, то ее уже можно требовать в судебном порядке, — комментирует он. — Шансы что-то получить есть, поскольку здесь был нанесен очевидный ущерб физическому лицу».
Впрочем, по мнению Аншакова, пострадавшим не стоит рассчитывать на большие суммы. «Прежде всего потому, что метрополитен — это муниципальное предприятие, и российские и особенно московские суды вынуждены лавировать по искам с властями. В московских судах сложно выиграть у правительства и еще взыскать достойную компенсацию. В данном случае выиграть у властей будет можно, а вот взыскать достойную компенсацию — достаточно сложно. Но все же некоторую компенсацию весьма вероятно присудят».
По словам Аншакова, все будет зависеть от того, какой вред здоровью был причинен гражданину. «Если человек просто испытал психологический шок, то ему нужно будет обратиться в медучреждение, чтобы ему поставили диагноз. Может быть, у него обострились хронические заболевания или он стал нуждаться в услугах психотерапевта, — описывает эксперт необходимые действия. — Если человек представит в суд реальные документы, то есть шанс что-то с метрополитена взыскать. Однако речь, конечно, идет не о миллионах рублей, а о тысячах или десятках тысяч», — предупреждает он.