По мнению ОЗПП, принятие поправок приведет к серьезным негативным последствиям, как для транспортной отрасли, так и для российской экономики в целом. Среди них подрыв базовых принципов цивилизованной конкуренции, нарушение антимонопольного законодательства, существенный рост неналоговых платежей, которые в совокупности приведут к разгону инфляции, ухудшению делового климата и жизни граждан.
Проект изменений Федерального закона, предложенный Министерством транспорта РФ, предполагает установку на транспортные средства многофункционального бортового устройства, которое должно быть подключено к Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» с последующей обязательной идентификацией в системе взимания платы «Платон». Соответствующей аппаратурой должны быть оснащены автобусы, троллейбусы категорий М2 и М3 (до 8 и более мест сидения, массой менее 5 и более 5 тонн), грузовые автомобили категории N1, N2,N3 (массой менее 3,5 тонн, от 3 до 12 тонн, и более 12 тонн). Установка устройств должна осуществляться за счет владельцев транспортных средств. Фактически изменения будут распространены на все колесные транспортные средства, перевозящие не только грузы, но и пассажиров, в том числе внутри городов, включая такси.
Таким образом, вся навигационная информация о передвижении всех указанных типов транспортных средств будет передаваться исключительно через частную систему «Платон», причем без возможности отказа в предоставлении такой информации. Следуя логике предлагаемых изменений, частный бизнес и государственные организации сначала будут обязаны передавать важнейшую логистическую информацию в систему «Платон», а потом – платить этой же частной структуре за предоставление данных.
Передача всей навигационной информации через систему взимания платы «Платон» приведет к существенному росту неналоговых платежей и будет оказывать дополнительную финансовую нагрузку на коммерческих участников рынка пассажирских и грузовых перевозок и других отраслей экономики. Подобная практика избыточного фискального давления прямо противоречит позиции Правительства РФ, которое заявляло о принципиальной недопустимости дальнейшего роста неналоговой нагрузки на бизнес. Важно отметить, что недавно с критикой подобных квазиналогов выступил и Президент РФ Владимир Путин.
Платить оператору системы «Платон» за получение информации о движении колесного транспорта будут вынуждены и субъекты РФ, и муниципальные власти. Это станет обременительной нагрузкой на региональные и муниципальные бюджеты, которые испытывают серьезный дефицит средств.
Оператор частной системы «Платон» получит неограниченный доступ к сбору и обработке данных по движению всех колесных транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров по всей стране. В частности, система «Платон» будет аккумулировать полную информацию о логистических потоках конкурирующих между собой торговых сетей, конкурирующих систем электронной торговли и их логистических потоках, систем доставки пассажиров и грузов. Это затронет деятельность всех торговых сетей в стране, таких компаний как Х5 Retail Group, Магнит, Лента и др., ФГУП «Почта России», проекты электронной торговли Сбербанка, Яндекса, такси и многих других.
«Это означает крайне высокие риски утечки и манипуляции данными, подрыв базовых принципов антимонопольного законодательства и цивилизованной конкуренции, защиты прав собственности и корпоративной безопасности, - отмечает председатель ОЗПП Михаил Аншаков. - Особую актуальность данные риски приобретают в связи с участившимися в последнее время случаями утечек различных баз данных в Интернет и торговли базами данных».
В результате, это приведет к существенному ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, повышению уровня инфляции (поскольку издержки на выплатах в систему «Платон» будут закладываться в цены на товары и услуги), последующему снижению уровня жизни граждан, а также замедлению экономического роста. По предварительным оценкам экспертов, внедрение обязательной платы за навигационную информацию повлечет рост цен на товары и услуги и другие негативные последствия, что в совокупности с антимонопольными рисками приведет к снижению ВВП России на 0.9% и составит около 900 млрд рублей в год.