Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Юридический ликбез | Общие сведения

Защита прав потребителей

Все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - покупаем товары, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.д. и т.п. Часто при этом увы! наши права нарушаются. Для того, чтобы защитить свои права, нужно их знать.

Главный закон в этой сфере это Закон РФ "О защите прав потребителей", его необходимо знать каждому потребителю! Нормы этого закона конкретизируют ряд норм Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а к тем вопросам, которые не урегулированы в этом законе, применяются нормы Гражданского кодекса РФ.


Подробнее:


Какие правовые акты регулируют защиту прав потребителей

Защита прав потребителей регулируется следующими основными правовыми актами:

Главный закон в этой сфере это Закон РФ "О защите прав потребителей", его необходимо знать каждому потребителю! Нормы этого закона конкретизируют ряд норм Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а к тем вопросам, которые не урегулированы в этом законе, применяются нормы Гражданского кодекса РФ.

Кроме Закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданского кодекса РФ, права потребителей в законодательстве России регулируются также Правилами продажи отдельных видов товаров и Правилами оказания отдельных видов услуг, утвержденными Правительством РФ.

Существует также большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в различных сферах, в том числе и при оказании услуг потребителям:

В Библиотеке нормативных актов Вы найдете список всех правовых актов, регулирующих защиту прав потребителей.

 

Как определить, попадает ли Ваша ситуация под действие закона

Для того, чтобы защищать свои права потребителя, Вам нужно знать, попадает ли Ваша ситуация под действие закона о защите прав потребителя.

Ваша ситуация попадает под действие закона о защите прав потребителя, если

  • Вы являетесь в этой ситуации потребителем,
  • а другая сторона изготовителем, исполнителем или продавцом.

Кроме того, с 1 января 2005 года в сферу действия закона о защите прав потребителя подпадают также

  • уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель),
  • импортер.

Подробнее
Кого закон считает потребителем?
Кого закон считает изготовителем?
Кого закон считает исполнителем?
Кого закон считает продавцом?
Кого закон считает уполномоченной организацией или предпринимателем?
Кого закон считает импортером?
 

Ваши основные права потребителя

Как потребитель Вы имеете право

  • на качество,
  • на безопасность,
  • на информацию,
  • на возмещение ущерба.

Законодательство защищает Ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми - увы! - нам приходится сталкиваться слишком часто.


Подробнее
  Право на качество
  Право на безопасность
  Право на информацию
  Право на возмещение ущерба
  Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности
Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны
 

Ваши права при покупке товаров

Каждый день мы с Вами покупаем товары - продукты питания, одежду, обувь, иногда покупаем технически сложные товары - автомобили, телевизоры, компьютеры, фотоаппараты и т.д., еще реже покупаем квартиры, дачи, мебель и др.

При покупке любых товаров мы с Вами имеем право получить всю необходимую нам информацию - полную и достоверную, для того, чтобы сделать правильный выбор нужного нам товара, чтобы знать, как им пользоваться, куда обращаться для ремонта.

Купленные нами товары должны быть качественными и безопасными. Изготовитель обязан обеспечить нам возможность ремонта и технического обслуживания купленных товаров.

Однако часто бывает так, что купленный телевизор быстро ломается, консервы оказываются испорченными, а туфли, принесенные домой из магазина, начинают жать.

Во всех этих ситуациях мы с Вами - потребители, а те, кто продают нам товары - продавцы, а кто изготавливает эти товары - изготовители. Во этих ситуациях мы имеем право предъявить продавцу и/или изготовителю товаров различные требования - заменить сломавшийся телевизор, вернуть деньги за некачественные консервы, обменить обувь, которая не подошла по размеру.

Нужно знать свои права и уметь их защищать - очень часто для защиты своих интересов не требуется обращаться в суд - достаточно грамотно изложить свои требования продавцу или изготовителю.


Подробнее
  Вы купили товар ненадлежащего качества
Дистанционный способ продажи товара
Вы купили качественный товар, но он Вам не подошел
Право на ремонт и техобслуживание товара в течение срока службы
Правила продажи отдельных видов товаров
 

Ваши права при выполнении работ (услуг)

Мы с Вами постоянно пользуемся различного рода услугами - стрижемся в парикмахерских, питаемся в закусочных и ресторанах, ремонтируем холодильники и фотоаппараты, ездим в метро и автобусах, летаем на самолетах и ездим в поездах, лечимся в медицинских учреждениях, наши дети учатся в школах и институтах, отдыхаем в Сочи или в Турции или в иных местах, ремонтируем квартиру, некоторые из нас строят дом или дачу и т.д. и т.п.

При этом очень часто нарушаются наши права - задержался рейс самолета, на отдыхе разместили в плохую гостиницу, в химчистке испортили дубленку и т.д.

Какие же права мы имеем и как их защищать?

Во всех этих ситуациях мы с Вами - потребители, а те, кто оказывают нам услуги или выполняют для нас работы - исполнители.

Очень часто для защиты своих интересов не требуется обращаться в суд - достаточно грамотно изложить свои требования исполнителю услуг, для того, чтобы добиться компенсации за испорченный отдых, чтобы исполнитель переделал плохо сделанную работу и т.п. Другими словами, ясно дайте знать исполнителю, что Вы знаете Ваши права в возникшей конфликтной ситуации и готовы их отстаивать, - в большинстве таких случаев исполнитель идет на мирное урегулирование конфликта по соглашению сторон.

Как правило, исполнитель не хочет довести дело до судебного процесса - во-первых, все большее количество судебных процессов выигрывают потребители, во-вторых, кроме выплаты компенсации потребителю исполнитель может быть подвергнут штрафу и действие его лицензии может быть приостановлено или прекращено.

Ваши права при оказании услуг (выполнении работ)

При оказании услуг (выполнении работ) Вы имеете право

  • на выполнение работы (услуги) в срок,
  • на работу (услугу) надлежащего качества, т.е. без недостатков.

Если работа (услуга) выполнена с недостатками или не в срок, Вы имеете право предъявить исполнителю свои требования (например, Вы можете потребовать возместить Ваши расходы, убытки, уменьшить оплату за выполненную работу и др.). Исполнитель должен выполнить Ваши требования в определенный срок. Если исполнитель нарушает сроки, Вы вправе требовать выплаты неустойки (пени) в размере 3% от цены работы за каждый день просрочки.


Подробнее
  Исполнитель не соблюдает сроки
  Обнаружены недостатки выполненной работы (услуги)
Как рассчитывается неустойка при выполнении работы (услуги)
Работа выполняется в срок и без недостатков, но Вы хотите отказаться от исполнения договора
Смета на выполнение работы
  Исполнитель выполняет работу из своего материала
  Исполнитель выполняет работу из Вашего материала (с Вашей вещью)
  Если исполнитель считает, что по Вашей вине снижается качество работы (услуги)
Когда и как рассчитываться за выполненную работу (услугу)
Правила отдельных видов обслуживания
 

Как защитить свои права

Прежде, чем обращаться в суд, попробуйте вначале сами защитить свои права в досудебном порядке. За время действия закона о защите прав потребителя обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде.

Часто продавцы, изготовителя и исполнители, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца, - это и служит наиболее частой причиной отказа выполнения законных требований потребителя в добровольном порядке. Поэтому часто бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.

Если же Вам отказывают в выполнении Ваших законных требований, - обращайтесь в суд. Хотя судебный процесс длится достаточно долго и потребует от Вас некоторых усилий и затрат времени, не стоит отказываться от подачи иска в суд, поскольку Вы можете добиться выполнения Ваших требований и получить полное возмещение ущерба, в том числе судебных издержек и морального вреда.


Подробнее
  Подайте письменную претензию или заявление с требованиями
Когда нужно обращаться к адвокату (юристу)?
Где можно получить юридическую помощь?
  Обращение в суд
  Какие органы могут помочь потребителю?
 

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта