Первая история: «купил новый мобильный телефон, гарантия на него год. Через некоторое время у него начались проблемы, занес его в салон, сказал им, что он мне не нужен такой, чтобы заменили мне... Они ответили, что для подтверждения его проблем нужна экспертиза, отправили на нее. Сегодня пришел к ним в салон, телефон привезли уже с экспертизы, проблема подтвердилась, и написано - заменили программное обеспечение. Составили акт о сервисном обслуживании и отдали мне телефон, пояснив тем, что он сдавался на ремонт, а не на замену - так написали они изначально, когда я его им отдавал! И чтобы теперь заменить телефон на другой или забрать деньги, мне нужно только ждать очередного "глюка" телефона!».
Что в это ситуации следует учитывать? Если в течение 15 дней после покупки требование первоначально было заявлено четкое: о замене телефона либо о возврате денег, и если есть доказательство этого, то можно требовать. Если нет таких доказательств, надо взять, что дают и ждать следующих недочетов. В этом случае очевидно, что подписан документ не о замене, а именно о ремонте.
Вывод: внимательно читайте, что подписываете, всегда четко формулируйте свои требования.
Вторая история: «купила в интернет-магазине новый смартфон htc one s, на следующий день использования он начал самопроизвольно перезагружаться, к тому же местами фонил динамик. Принесла его обратно в ИМ, спустя неделю приехала за новым смартфоном этой же модели. Но и новый смартфон тоже так же себя ведет :( Могу ли я потребовать возврата денежных средств и если да, то в какие сроки они обязаны мне их вернуть?».
Что касается возврата средств: согласно ст. 18 ЗоЗПП, в отношении технически сложного товара, к которому и относится телефон, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за этот товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
Согласно ст. 22 ЗоЗПП, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Что еще надо знать: продавец при необходимости может провести проверку качества товара, а в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков - обязан провести экспертизу.
Третья история: «Подскажите в интернет-магазине был приобретен iphone 4, в первый же день выявлены неполадки, при проверке телефона по imei на гарантию было выявлено, что гарантия уже прошла. Как поступить в этом случае? Как вернуть деньги за телефон?».
Что должен знать отечественный потребитель: в российском законодательстве гарантия предоставляется либо производителем, либо продавцом, либо не предоставляется вообще. И не зависит от imei. Основанием для возврата товара в 15-дней срок после заключения договора купли-продажи является выявление заводского брака в этот период. При этом продавец имеет право провести экспертизу или проверку качества товара для выявления причины возникновения недостатка.
Четвертая история: «Приобрела телефон 3 дня назад, в этот же день узнала, что микрон на телефоне не работает, меня не слышит собеседник. Обратилась в магазин, там сказали, что оформили заявку в отдел рекламации и с вами свяжутся в течение 2-х дней. Но никто не связывается. Позвонив им вновь, оказалось, что мой номер они заблокировали, и до них не дозвониться с моего номера. А с другого все работает. Офиса у этой компании нет, говорят обращаться можно по юр. адресу. В сервисном центре выписали акт, что заводской брак! На чеке стоит печать одной компании, на сайте ООО и огрн другие. Проверяли по базе компанию, которая на чеке, такой не существует по огрн. Эта компания осуществляет только доставку, самовывоза у нее нет. Они уже работают 3 года, и есть много отзывов, что именно так людей кидают, что от этой компании, после обращения по некачественному товару, ни слуха, ни духу. Писать претензию в магазин бесполезно, т. к. его физически нет (они сказали у них нет самовывоза). А по якобы, физическому адресу, который указан на сайте, нет никакой организации. Подскажите, что можно сделать?».
В подобной ситуации необходимо писать претензию (письмо с уведомлением) на юридический адрес, отправлять через почту России. Если они не выполняют ваши требования, у вас есть один путь - это обратиться в суд.
ОЗПП выражает надежду, что данная информация пригодится российским потребителям, и в будущем каждый сможет грамотно подойти к вопросу покупки, ремонта, замены и возврата денежных средств, если вдруг мобильный телефон оказался некачественным.