Напомним, что 4 июня этого года ОЗПП обратилось в суд по результатам проверки предприятий торговли и сферы услуг в Храме Христа Спасителя по адресу: Москва, ул. Волхонка, 15. В ходе которой было установлено, что на территории Храма имеется действующая автомойка, двухуровневая автостоянка, шиномонтаж, автосервис, трапезная, прачечная, торговые ларьки и павильоны, реализующие помимо предметов культа и религиозной литературы, ювелирные изделия, сувениры, посуду, столовые приборы, швейные изделия и другие потребительские товары. Отдельные помещения Храма сдаются под проведение банкетов и корпоративов.
Храм, на строительство которого, в 90-х годах собирались пожертвования с граждан и предпринимателей со всей страны, фактически превращен в бизнес-центр. В этом году Фонд Храма Христа Спасителя, в доверительном управлении которого находится здание Храма, получит из бюджета Москвы субсидии в размере 372 миллиона рублей. Размер доходов, получаемых от коммерческой деятельности на территории Храма Фонд не сообщает. Кроме того, действующее законодательство освобождает религиозные организации от уплаты налога на имущество, уплаты земельного налога, если на данном участке находится здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Также при определении налоговой базы не учитываются доходы религиозных организаций, которые получены в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Но закон не содержит каких-либо исключений относительно соблюдения религиозными организациями прав потребителей при осуществлении коммерческой деятельности.
На территории Храма, помимо религиозной организации, осуществляют предпринимательскую деятельность некоммерческий Фонд Храма Христа Спасителя, ООО "Мытный двор" и другие коммерческие структуры. Наибольшее количество нарушений закона допускает именно Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви». В частности в церковной лавке в верхнем Храме неподалеку от алтаря происходит торговля сувенирами для туристов, ювелирными и фарфоровыми изделиями, швейными изделиями и другими потребительскими товарами.
В ходе контрольных мероприятий в данной церковной лавке выявлены следующие нарушения:
- отсутствие информации о правилах продажи товаров;
- отсутствие оформленных ценников на реализуемый товар «с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника»; - отсутствие обязательной информации на ряд товаров;
- отсутствие книги отзывов и предложений;
- неприменение контрольно-кассовых машин, невыдача покупателям кассовых, товарных чеков и иных документов, подтверждающих факт и условия покупки, в том числе касательно товаров, не подпадающих под определение «предметы религиозного культа и религиозная литература»;
- в помещениях, где осуществляется торговая деятельность, находится объявление о том, что купленные товары возврату не подлежат, продавцы отказывает потребителям в возврае и обмене товаров.
В поданном иске ОЗПП требует обязать Религиозную организацию «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределённого круга потребителей, а также опубликовать сведения о вынесенном судебном решении в газете Правительства Москвы «Тверская, 13».
Представители РПЦ заявляли на предварительном слушании, что иск, по их мнению, подан к ненадлежащему ответчику и претензии должны быть предъявлены к Фонду Храма Христа Спасителя, которому Правительством Москвы передано в доверительное управление здание Храма. Однако, в ходе проведения проверки установлено, что именно Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат осуществляет в церковной лавке торговую деятельность с нарушениями законодательства о защите прав потребителей. В результате замены ответчика на предварительном слушании не произошло, дело назначено к рассмотрению по существу на 10 июля этого года.
По инициативе суда к участию в процессе было привлечено Московское управление Роспотребнадзора в качестве федерального надзорного органа для дачи заключения по делу.