Как заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, «повышая пошлины на иномарки, власти хотят защитить отечественный автопром».
Его критикуют «правые». «Прикрываясь защитой интересов отечественного производителя, правительство в очередной раз наносит ущерб отечественному потребителю», - считает руководитель партии "ЯБЛОКО", Сергей Митрохин. «Программа развития автомобильной промышленности, принятая под давлением автомобильных олигархов и их «смежников», противоречит интересам российских автомобилистов. В результате повышения пошлин на иномарки цены на российские машины возрастут, а их качество из-за отсутствия конкуренции станет еще хуже» - говорит Сергей Митрохин.
По мнению депутата, обещания, которыми правительство оправдывает принятое решение, заведомо невыполнимы. «Невозможно поверить в то, что результатом повышения пошлин станет приток инвестиций. Ведь нам предъявляют не конкретные бизнес-планы, подкрепленные деньгами конкретных инвесторов, а только обещания что они когда-то появятся».
Все иномарки, ввезенные до 12 января, были растаможены по старым пошлинам, тоесть рост цен на авто «дойдет» только к концу февраля.
Как заявил спикер ГД РФ Борис Грызлов. «В последние дни уходящего года резко возросли объемы ввозимых на таможенную территорию РФ автомобилей, что приводит к скоплению значительных очередей и длительному проведению таможенного оформления и таможенного контроля». То есть «запаса» машин закупленных «до» хватит еще на несколько месяцев.
Борис Грызлов считает, что вопросы, поставленные участниками протестных акций во Владивостоке в связи с решением правительства о повышении пошлин на иномарки и возможностью введения запрета на праворульные автомобили, требуют изучения.
«Считаю, что этот вопрос требует дополнительного обсуждения», - заявил Борис Грызлов журналистам. Как заметил спикер Госдумы РФ, в ходе анализа ситуации следует, в частности, ответить на вопрос, насколько решение правительства о повышении пошлин на иномарки скажется на конкурентоспособности отечественных автомобилей.
В защиту граждан выступила и левая оппозиция. «Совершенно очевидно, что грядущее повышение пошлин ударит прежде всего по малоимущим, по людям, которые не имеют средств купит качественный новый автомобиль. Правительство повышает пошлины в угоду отечественным производителям после чего отказывается принимать какие-либо шаги, которые реально смогли бы улучшить качество наших автомобилей. Сейчас власть просто хочет лишить нас всякого выбора»
- говорит представитель партии КПРФ Сергей Кузнецов. «Если они хотят поддержать отечественный автопром — пусть тогда сами на него пересаживаются. Вы посмотрите на чем ездит наша администрация — ни одна машина не стоит меньше миллиона».
Сергей Митрохин также считает, что «мы снова стали свидетелями того, как важнейшие решения принимаются под давлением откровенных лоббистов вопреки интересам государства и общества».
На столь открытую поддержку российского автопрома власти пошли из-за того, что доля продаж российского ВАЗа становится все меньше с каждым годом. При этом, по прогнозам специалистов, даже к 2012 году, когда все иностранные автозаводы в нашей стране выйдут на запланированные мощности, Россия все равно будет зависеть от импорта: из 6 млн проданных машин на модели произведенные внутри страны будет приходиться меньше 50%. Пока же большая часть моделей собранных внутри России – это модели АвтоВАЗа, на его долю приходится около 60% всего автопрома страны. При этом уже сейчас его доля продаж на отечественном авторынке в два раза меньше.
Напомним, что ранее глава Министерства транспорта РФ Игорь Левитин предложил правительству новые механизмы финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог, предусматривающие, в частности, повышение таможенных пошлин на ввозимые автомобили, запчасти к ним и шины. По мнению Левитина, дорожная отрасль в России существенно недофинансируется, а после ликвидации в 2000 году Федерального дорожного фонда объемы финансирования сократились вдвое. Исправить эту ситуацию министр транспорта РФ предлагал как раз за счет новых механизмов финансирования.
С другой стороны решение правительственной комиссии об очередном повышении пошлин на ввоз подержанных иномарок - стало той, каплей, что переполнила терпение приморских автомобилистов. Владивосток, где львиная доля населения связана с автомобильным бизнесом, сегодня вышел на очередную акцию протеста. Колона автомобилей (около тысячи единиц) прошла по улицам Владивостока с включенными фарами и сигналя. На машинах плакаты - "Правый руль - наш выбор", "Нет повышению пошлин на подержанные авто!" Собравшиеся требовали от властей отказаться от планов удушения местного автобизнеса.
Скорее всего повышение пошлин затронет всех, и самое неприятное здесь - повышение пошлин на иномарки от 3 до 5 лет, как на новые. Это будет просто беда.
А повышение пошлин на новые авто с 25 до 30, и в таком же процентном соотношении увеличение евро за кубик, можно посчитать на пальцах - допустим есть новое авто стоимостью 15.000 с двигателем 2 литра и мощностью 150 л.с., его растаможка будет стоить на 10 тысяч рублей дороже. Но думается, что тот, кто покупает новые автомобили за 500 и более тысяч рублей вряд ли выйдет на улицу, чтобы возмущаться из-за 10 тысяч рублей.
«Поразительно, что чиновники не могут понять, что люди не желают ездить на так называемой «продукции отечественного автопрома», что любая подержанная, раздолбанная иномарка надежнее этой рухляди», - пишут пользователи блогов.
Федор ЛОБЕР (weekjournal.ru)