Согласно официальным сведениям департамента здравоохранения города Москвы в 2006 году врачебные бригады скорой помощи выезжали в столичный метрополитен к пострадавшим с травмами 1038 раз. В 2007 году количество таких выездов незначительно снизилось - до 989, но зато в 2008 году число пострадавших от травм выросло до 1568. За первое полугодие 2009 года число выездов составило уже 745. При сохранении такой динамики, число пострадавших в московском метро в текущем году будет в любом случае не ниже, чем в прошлом.
Хотя данные о конкретных источниках механических травм не фиксируются автоматизированной системой управления станции скорой помощи, любому пассажиру метро они известны. В первую очередь к ним относятся травмирующие людей входные двери станций и вагонов в поездах, а также турникеты. Вместе взятые, эти механизмы представляют собой настоящую полосу препятствий для пассажиров.
Входные двери на станциях метро свободно висят на петлях и очень тяжелы. Будучи открытой, подобная дверь приобретает такую инерцию, что далеко не каждый пассажир способен придержать ее в руках, чтобы не травмировать входящего следом за ним человека. Невысоких и худощавых людей эта дверь, рассчитанная на тяжелоатлетов, способна в буквальном смысле слова сбить с ног.
Двери вагонов метро закрываются с чрезмерным усилием и могут причинить серьезные травмы. Они не оснащены устройствами, препятствующими закрытию в том случае, если пассажир еще входит в вагон. Привычной картиной является человек, едущий до очередной станции с прищемленными дверями сумкой, одеждой, рукой или ногой. Для того, чтобы вызволить пассажира, попавшего в дверной капкан, обычно требуется немалая посторонняя физическая помощь.
Таким же образом действуют и входные турникеты, которые могут причинить травму любому, кто не успел пройти через них как можно быстрее, двигаясь чуть ли не бегом.
Помимо этого, эскалаторы на переходах останавливаются и запускаются так резко, что не все пассажиры могут удержаться на ногах в момент их выключения или включения, даже держась при этом за поручни.
Между тем, во многих городах мира метрополитены уже давно оснащены устройствами, предотвращающими травмы пассажиров: фотоэлементами, датчиками прикосновения, системами ручного открывания и закрывания турникетов и дверей вагонов в поездах, эскалаторами с плавным запуском и отключением и т.п.
К опасностям, подстерегающим пассажиров в московском метро, относится и ненадлежащее исполнение работниками метрополитена своих должностных обязанностей.
В настоящее время Обществу защиты прав потребителей пришлось отстаивать в Мещанском районном суде права одного из пассажиров, ставшего инвалидом вследствие травмы, полученной им в метро. Семидесятилетний житель Ближнего Подмосковья, направлявшийся к выходу из вестибюля станции метро «Крылатское», поскользнулся и упал на месте, где была разлита краска, не убранная вовремя работниками станции. Ударившись головой о бетонный пол, пассажир потерял сознание. Врачи «Скорой помощи» констатировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и гипертонический криз. Пострадавший провел 14 дней в больнице и в дальнейшем был признан инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности. Он находится в плохом физическом и психологическом состоянии и вынужден продолжать лечение.
Несмотря на очевидную вину подземки в произошедшем и наличия доказательств московский метрополитен отказывается решать вопрос в досудебном порядке, а также всячески затягивает судебной дело. Мещанский районный суд рассмотрит данное дело 12 октября этого года.
С сожалением должны отметить, что московский метрополитен практически никогда не признает свою вину, в связи с чем пострадавшие вынуждены участвовать в длительных судебных разбирательствах.
В Общество защиты прав потребителей поступают многочисленные обращения потребителей, которые считают состояние техники и квалификацию персонала ГУП «Московский метрополитен» ненадлежащими с точки зрения безопасности пассажиров.
В целях снижения уровня травматизма в метро и обеспечения должного уровня безопасности пассажиров Общество защиты прав потребителей требует от руководства московского метрополитена провести необходимую техническую реконструкцию входных дверей на станциях метро и вагонов в поездах, турникетов и эскалаторов, а также повысить квалификацию и дисциплину персонала станций.