«Ледяной дождь», который в минувшую субботу обрушился на Москву, буквально парализовал работу двух крупнейших столичных аэропортов. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек, только в Шереметьево вылета ждут семь тысяч человек.
В данный момент проблемой заинтересовалась транспортная прокуратура. Она начала проверки в аэропортах Шереметьево и Домодедово по факту многочисленных задержек авиарейсов. Сотрудники прокуратуры должны будут выяснить причины нарушений прав пассажиров.
Руководитель пресс-службы «Домодедово» Елена Галанова заявила, впрочем, что вины аэропорта в сложившейся ситуации нет. «Это чистый форс-мажор, связанный с погодными условиями, которые привели к обрыву проводов на подстанции», - заключила она.
Больше всего нареканий у пассажиров вызвала авиакомпания «Аэрофлот». При этом, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, ни один вылет или прилет не был задержан из-за неподготовленной аэродромной инфраструктуры. «Взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и другая инфраструктура были постоянно готовы к приему воздушных судов», - подчеркнул он. Но, те авиакомпании, которые обслуживают свои самолеты сами, обеспечить вылет своих судов не смогли. Это связано с тем, компании оказались не готовы к ухудшению метеоусловий и не запаслись антиобледенительными реагентами.
Интересно, что представители «Аэрофлота» на просьбу регулярно информировать пассажиров о задержках своих рейсов просто игнорировали. Компания выдает информацию о задержках лишь по отдельным рейсам, а не детально информирует всех пассажиров. Это похоже на продуманный ход авиакомпании. Ведь пассажиры, не зная точного времени вылета, опасаются покидать аэропорт, чтобы поесть и снять гостиницу за свой счет, а потом взыскать расходы с авиакомпании.
В настоящий момент ситуация в обоих аэропортах продолжает оставаться напряженной, в терминалах по-прежнему находятся сотни пассажиров.
Комментирует юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова: «Некоторые авиакомпании объявляют не о задержке, а о полной отмене рейса. Это хитрый ход, осложняющий получение гарантий и компенсаций для пассажиров. Но исходя из Гражданского и Воздушного кодексов, если авиаперевозчик отказывается от исполнения договора перевозки в одностороннем порядке, то обязан возместить пассажирам все понесенные убытки. Если вам приходится ожидать следующего рейса, то в такие убытки можете смело включать расходы на питание, гостиницу, такси и прочее - по тем же нормам, что и при задержке рейса.
После двух часов задержки рейса человек имеет право на бесплатные прохладительные напитки за счет авиакомпании, после четырех часов ожидания вылета у пассажира появляется право на горячий обед, после шести часов ночью и после восьми часов днем человек имеет право на гостиницу. Также родители с детьми до 12 лет должны требовать предоставить им комнату матери и ребенка. Пассажирам, которые вынуждены ждать отложенный рейс, должен быть предоставлен бесплатный туалет и возможность сделать два телефонных звонка за счет авиакомпании.
Напомним также, что за убытки потребителей туристических услуг в связи с невозможностью совершения своевременного вылета и отказов в предоставлении авиаперевозки к месту назначения, согласно условиям договора, несет авиаперевозчик. Несмотря на содержание договоров, в которых написано, что за действия авиаперевозчика туроператор ответственности не несет, в законе указано следующее: туроператор несет ответственность за действия третьих лиц. Кто именно не смог оказать услугу и по каким причинам, потребителя интересовать не должно. Он имеет право требовать возмещения убытков.
Что касается разговора о форс-мажоре, то тут все не так просто, как говорят представители аэропортов и авиакомпаний. Дело в том, что форс-мажором признаются только те обстоятельства, которые невозможно было предотвратить или предусмотреть. Почему у аэропортов не работали или отсутствовали вовсе запасные генераторы, почему провода линии электропередач «заросли деревьями»? Никто заранее не позаботился об этом и не проследил. Кроме того, достаточный запас реагентов должен быть у авиакомпаний, ведь мы живем в России, где снег и гололед – нормальное явление для зимы. Поэтому о форс-мажоре можно будет говорить лишь тогда, когда компании смогут доказать, что они заранее предприняли все возможные меры для предотвращения данной чрезвычайной ситуации».