На прошедшей сегодня, 21 февраля 2011 года, пресс-конференции «Предновогодний транспортный коллапс в аэропортах» координатор пострадавших пассажиров адвокат Сергей Жорин и председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков заявили, что уже подали первые 50 исков в защиту пострадавших пассажиров от «Аэрофлота – российские авиалинии» в предновогодние дни. Кроме того, в суд готовятся обратиться также еще 462 пострадавших пассажира «Аэрофлота».
Общая сумма требуемой компенсации убытков и морального вреда, причиненного пассажирам в период 26-28 декабря 2010 года, на данный момент составляет 10 миллионов рублей. При этом каждый пассажир в индивидуальном порядке требует у «Аэрофлота» не менее 200 тысяч рублей.
Всего в Московскую коллегию адвокатов «Аннэксус» обратилось более 1000 пострадавших: из них 512 имели претензии к «Аэрофлоту», 320 - к «Трансаэро», 200 — к другим российским и зарубежным авиакомпаниям. Но поскольку компания «Трансаэро» в результате совместной работы с адвокатами приняла решение о выплате компенсации в досудебном порядке, то претензий к ней у пассажиров больше нет.
Но «Аэрофлот» наоборот проигнорировал все обращения об урегулировании споров в досудебном порядке и пострадавшим пассажирам (и то не всем) навязывает ваучеры в обмен на расписку об отсутствии претензий. «Вот, к примеру, ваучер, который получил пассажир за билет, стоивший 350 евро. В этом ваучере указывается сумма в 94 евро. Проведя нехитрые расчеты, можно убедиться, что даже в один конец пассажир не улетит», - рассказал Сергей Жорин. Кроме того, ваучер этот представляется пассажирам в дар, а, значит, потребителям придется подать декларацию и заплатить налог на дарение.
Сергей Жорин отметил, что иски были заявлены по месту жительства пострадавших пассажиров в различные суды по всей России. Из 50 исков 15 поданы в московские суды, а остальные 35 – в региональные. «Тем самым мы сможем взыскать наибольшую сумму компенсации, а также наглядно увидим отношение к пострадавшим гражданам в различных субъектах», – пояснил адвокат.
Михаил Аншаков, в частности, рекомендовал потребителям по возможности воздержаться от полетов авиакомпанией «Аэрофлот» и выбирать других авиаперевозчиков. Он напомнил, что данный перевозчик регулярно получает государственную поддержку из бюджета и является, по сути, монополистом на российском рынке авиауслуг.
«Аэрофлот» не борется за пассажиров, не стремится сделать свои услуги качественнее и доступнее. И так будет продолжаться до тех пор, пока авиакомпании позволяет это делать законодательство, в частности Воздушный кодекс», - подчеркнул председатель Общества защиты прав потребителей.
На данный момент ОЗПП уже обратилось с письмом в российское правительство и предложило внести поправки в 120 статью Воздушного кодекса. Правозащитники настаивают на увеличении штрафов для авиакомпаний, которые задерживают рейсы и нарушают права пассажиров.
Сейчас Воздушный кодекс РФ для перевозчика устанавливает минимальный размер ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки, в части нарушения сроков. Так, размер штрафа установлен в размере 25% от минимального размера оплаты труда (100,00 руб.) в час, но более 50% от стоимости перевозки, т.е. 25,00 руб. в час. То есть за сутки, проведенные в аэропорте, перевозчик заплатит пассажиру всего лишь 600 рублей. Поэтому многие пострадавшие даже не решаются требовать от авиакомпаний компенсации в судебном порядке – потраченное время и судебные издержки обойдутся дороже.
Именно поэтому ОЗПП настаивает на том, чтобы напрямую привязать ответственность авиаперевозчика к той сумме, которую он получил от пассажира за билет. То есть обязать компании выплачивать неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки.
Целью вносимых в Воздушный кодекс изменений также является приведение ответственности перевозчика за просрочку исполнения своих обязательств, установленной для исполнителя, в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей».