К 15 марта 2011 года, когда отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» подводит потребительские итоги 2010 года в России.
В этом году исполняется 50 лет с того дня, когда внимание общественности было привлечено к проблемам защиты прав потребителей. Ровно полвека назад - 15 марта 1961 года - Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных права потребителя: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба, право на потребительское образование. Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей: право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.
Напомним, что сам праздник с 1983 года проводится под эгидой Организации Объединенных Наций. В России данный день отмечается ежегодно, начиная с 1994 года. Наша страна, как и многие мировые государства, официально признала, что права потребителей необходимо соблюдать.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что количество обращений за квалифицированной помощью к специалистам, работающим в сфере защиты прав потребителей, в 2010 году увеличилось. Данная тенденция свидетельствует о растущей правовой грамотности населения. Люди постепенно осознают, что за свои права можно и нужно бороться.
Так, только в ОЗПП за прошедший год обратилось примерно 60 тысяч человек (электронная почта, форум, телефонные звонки и личные обращения).
Вне конкуренции остаются проблемы, связанные с некачественными продуктами питания. Примерно 20% обращений в ОЗПП за 2010 год пришлось на продовольственную сферу. Некачественная бытовая техника удерживает второе «призовое» место среди лидеров потребительского недовольства – 18% жалоб обратившихся. На третьем месте по количеству жалобы на качество услуг в сфере ЖКХ – около 16% обращений. На четвертом месте – операторы сотовой связи, услугами которых недовольны 15% обратившихся в ОЗПП потребителей. На проблемы в области страхования пожаловались около 12 %. Следом идут проблемы в области дистанционной торговли и сетевого маркетинга. От некачественных товаров, реализуемых данными способами, пострадало 7% потребителей. И это неудивительно, ведь данная сфера до сих пор остается «темным пятном» на российском рынке, специфика ее работы до конца не урегулирована на законодательном уровне. Замыкает рейтинг «проблемных отраслей» сфера туризма - около 6% потребителей жалуются на некачественное предоставление услуг в данной области. Оставшиеся 6% составляют жалобы на транспортные, медицинские и банковские услуги.
Впрочем, статистика обращений в ОЗПП за 2010 год говорит не только о желании граждан отстоять свои права, но и об ухудшении качества товаров и услуг на фоне роста их стоимости.
Особую обеспокоенность ОЗПП вызывает ситуация с качеством продуктов питания. Товары с истекшим сроком реализации и ненадлежащего качества можно найти практические в каждом продовольственном магазине. Немало встречается на полках торговых сетей фальсифицированной продукции. Получила повсеместное распространение практика безотходного процесса в торговле, когда по истечении срока реализации испорченный товар реанимируется – отмывается плесень или следы порчи и перефасовывается с новой этикеткой или идет на приготовление салатов и полуфабрикатов.
Всему виной перегибы государственной политики, призванной избавить бизнес от административных барьеров. Но вместо декларируемой цели, фактически разрушена система государственного контроля за качеством товаров. Потребитель, являющийся самым слабым звеном рыночных отношений, остался один на один с недобросовестным производителем и продавцом. С принятием в 2003 году закона «О техническом регулировании» отменены ГОСТы, которым должны были прийти на смену технические регламенты. Но вместо 300-400 технических регламентов для замены 75 тысяч ГОСТов, на сегодняшний день приняты только 17 – то есть около 5% от требуемого количества.
В настоящее время отменена сертификация продуктов питания и многих других групп потребительских товаров. Хотя механизм сертификации был несовершенен, но являлся, безусловно, сдерживающим фактором для распространения некачественной продукции.
С принятием в конце 2008 года федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" фактически парализована деятельность контролирующих органов, которые могут теперь прийти с плановой проверкой не чаще одного раза в три года, при том, что время существования торгового предприятия, как юридического лица, по данным налоговых органов не превышает в среднем 2-2,5 года. Кроме того суммы штрафов за нарушение прав потребителей смехотворны, и составляют в среднем от 500 до 5000 рублей, что не является сколько-нибудь значимым для нарушителей. Такого абсурдного законодательства нет ни в одной стране с развитой экономикой.
Следует констатировать, что в данных условиях конкурентное преимущество получает недобросовестный производитель или продавец, так как нарушать права потребителей, производить и продавать некачественные товары выгоднее, а риска, быть привлеченным к ответственности за нарушения, нет.
ОЗПП пытается повлиять на ситуацию, заставив, прежде всего, крупнейших ритейлеров изменить практику безотходных продаж. Но пока без значительных успехов. В 2010 году специалисты ОЗПП провели несколько проверок в магазинах сетей «Седьмой континент» и «Перекресток» (Х5 Ритейл Групп). В итоге на их полках было обнаружено большое количество просроченных продуктов питания. В связи с чем были поданы два иска в суд в защиту неопределенного круга потребителей с требованием прекратить торговлю некачественной продукцией, угрожающей жизни и здоровью покупателей.
Сначала Головинский суд Москвы признал, что ОАО «Седьмой континент» неоднократно реализовывало просроченную продукцию в своей сети магазинов. А также подтвердил, что данные действия являются противоправными, и обязал прекратить реализацию товара с истекшим сроком годности. Затем торговый дом «Перекресток» признал обоснованность требований и заключил с ОЗПП мировое соглашение, согласно которому обязался прекратить продажу просроченного товара. Но как показали повторные проверки, продажа просроченных товаров в данных сетях продолжается, а решение суда игнорируется. Также экспертами ОЗПП в 2010 году были проведены комплексные экспертизы качества товаров, реализуемых на российском потребительском рынке. В частности, ОЗПП инициировало проверку оливок, кабачковой икры, подсолнечных семечек, тростникового сахара, горького шоколада (совместно с АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ); провело экспертизу охлажденных тушек цыплят бройлеров (совместно с Испытательным центром ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова), исследование молока (совместно с НИИ молочной промышленности (совместно ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии), экспертизу счетчики электроэнергии. Результаты практически всех этих исследований показали, что проблем на рынке потребительских товаров в России хватает с избытком. Значительное количество производителей не сообщает достоверный состав товара, имеет место практика использования вместо натуральных ингредиентов дешевых искусственных заменителей, многие товары не соответствуют заявленным свойствам и к тому же небезопасны.
Несмотря на отмечаемые общие негативные тенденции снижения качества потребительских товаров по многим направлениям деятельности, ОЗПП удалось добиться позитивных результатов. В частности удалось отстоять право на бесплатный вход горожан в Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького во все дни, кроме выходных и дней проведения праздничных мероприятий, хотя эта плата незаконно взималась с посетителей с 1932 года.
Отметим, что активное участие ОЗПП в привлечение внимания к проблеме неэффективности работы вентиляционных шахт в московском метрополитене (в связи с чем температура воздуха в летние месяцы превышает допустимые санитарные нормы) и превышения предельно допустимого уровня шума вызвало немалый резонанс в обществе и в некоторой степени поспособствовало тому, что новый мэр Москвы занялся этим вопросом и пообещал, что новые поезда оборудуют современными кондиционерами. К тому же в ближайшие три года в метро полностью обновят абсолютно все вентиляционные шахты (в количестве 103 штук). Таким образом, нашлись деньги на решение данной актуальной проблемы, хотя прежнее руководство метрополитена и города Москвы ссылалось на невозможность решения по причине отсутствия средств.
Немаловажную роль сыграл общественный резонанс и в разрешении вопроса об обязательной плате за техническое обслуживание счетчиков воды в домах москвичей. ОЗПП неоднократно обращало внимание на факт навязывания данной услуги. В частности, были направлены официальные обращения в Генеральную прокуратуру и ФАС с просьбой разобраться в вопросе законности подобных платежей. Итог - Сергей Собянин распорядился отменить обязательную плату за техобслуживание счетчиков и заявил, что она должна происходить на добровольных началах. Управляющие компании и ДЕЗы обяжут проводить тендеры, договоры с подрядчиками будут заключать жильцы многоквартирных домов.
Не могло оставить без своего внимания ОЗПП и транспортный коллапс, произошедший в аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово» в последних числах декабря 2010 года из-за «ледяного дождя», обрушившегося на Москву. В те дни работа двух крупнейших столичных аэропортов была буквально парализована на несколько дней, а тысячи людей вследствие халатного отношения авиаперевозчиков, оказались «заблокированными» в аэропортах и не имели возможности вылететь.
Тщательно изучив ситуацию, ОЗПП направило предложение в правительство РФ о внесении изменений в ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях увеличения размера ответственности перевозчика за задержку отправления воздушного судна. Данную инициативу поддержали в Министерстве транспорта РФ и пообещали «проработать вопрос о внесении изменений» в закон.
Впрочем, от «ледяного дождя» пострадали не только путешественники, но и жители Подмосковья (порядка 400 тысяч человек), которые столкнулись с массовым отключением электричества из-за обрыва линий электропередач. Именно для них юристы ОЗПП подготовили текст претензии, которую потерпевшие могли предъявить управляющим организациям. Формой могли воспользоваться все желающие, она была размещена на сайте организации в свободном доступе.
В 2010 году ОЗПП боролось против массового незаконного сноса палаток на улицах столицы. При участии других общественных объедений и политических партий удалось убедить власти Москвы в необходимости приостановить массовый снос всех без разбору объектов малого бизнеса. Сотни малых предприятий сохранили рабочие места, а потребителям была оставлена нужная инфраструктура.
Несомненно, важным итогом деятельности ОЗПП за 2010 год стало открытие двух медиа-проектов для потребителей: социальной сети Потребители.ру и потребительского журнала Качество.ру. Данные проекты призваны каждый в своем формате информировать о реальном качестве товаров и услуг, опираясь на авторитетные мнения и исследования экспертов, а не на рекламу. Здесь потребители могут общаться между собой, найти много полезной информации и имеют возможность высказать свое независимое мнение, поделиться опытом или получить консультацию.
Следует отметить, что в создавшихся условиях, когда государство не уделяет должного внимания проблемам потребителей, эффективным механизмом отстаивания своих прав являются консолидированные действия активистов потребительского движения, людей и организаций заинтересованных в решении определенного вопроса. Как показывает опыт 2010 года, массовое общественное давление на органы власти, чиновников всех уровней и коммерческие структуры может принести желаемый результат.
ОЗПП призывает всех потребителей проявлять большую активность в отстаивании своих прав и законных интересов, не спускать недобросовестным производителям, исполнителям и продавцам даже незначительных нарушений. Только так мы сможет переломить ситуацию и способствовать формированию цивилизованных рыночных отношений в нашей стране.