Инициаторам учреждения праздника в 1990 году выступила Европейская организация качества (ЕОК) (European Organization for Quality, EOQ) при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН). Европейцы пошли дальше, и в 1996 году неделя, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг, Европейской организацией качества была объявлена Европейской неделей качества (European Quality Week). Целью праздника является повышение значения на потребительском рынке данной характеристики продукции и услуг. Также активизация той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблемам качества.
Несмотря на то, что именно качество является ключом к успеху в деятельности любого предприятия, любой отрасли и, конечно, каждой страны, в России этой характеристике современные производители отводят отнюдь не первое место при производстве продукции и оказании услуг, то есть праздновать у нас, по сути, и нечего.
Бизнесу совершенно неинтересно производить качественный натуральный продукт, поскольку всегда найдутся конкуренты, готовые изготовить абсолютно химический по составу, но при этом более дешевый аналог.
Для россиян этот праздник даже на бумаге не подтверждает свое значение. Согласно протоколам исследований доля фальсифицированных и некачественных пищевых продуктов, в том числе с недостоверной информацией на этикетке, в среднем составляет 40% от общего проверенного количества. А в отдельных случаях, к примеру, колбасные и молочные продукты, кондитерские изделия, мясные и рыбные консервы, даже может достигать до 50-60%. При этом нарушители, как правило, остаются безнаказанными.
Любая инициатива бороться за право употреблять безопасные продукты и получать качественные услуги, независимо от их стоимости, воспринимается в России как посягательство на все бизнес-сообщество и желание его «закошмарить».
«Существующие санкции в виде штрафов смехотворно низки, отсутствует нормативная база, устанавливающая стандарты качества, на большинство потребительских товаров и услуг, деятельность контролирующих органов практически парализована, - комментирует глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. - Так плановые проверки запрещено проводить чаще одного раза в 3 года и без предварительного уведомления бракодела или продавца некачественного товара».
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) уверено, что отмена ГОСТов и обязательной сертификации, неспособность чиновников создать новую полноценную систему стандартов - все это далеко не способствует повышению уровня качества продукции. Для изменения сложившейся ситуации необходимы скоординированные усилия всех участников потребительского рынка и экспертов, понимающих серьезность ситуации. Иначе Россия будет восприниматься во всем мире как страна с низкими стандартами качества и жизни, а российская экспортная продукция не сможет стать конкурентоспособной за рубежом.
В 2010 году Обществом защиты прав потребителей был учрежден интернет-журнал Качество.Ру. Вот уже третий год подряд проект информирует потребителей о реальном качестве товаров и услуг, опираясь на авторитетные мнения и исследования экспертов, а не на рекламу. Качество.Ру помогает потребителям узнать всю подноготную о качестве товаров и услуг, представленных на отечественном рынке. Для этого производится закупка продукции различной ценовой категории и проверка ее в независимых аккредитованных лабораториях. Полученные данные размещаются на сайте и доступны всем потребителям.
Совместно с Общественным движением Потребители.Ру ОЗПП также запустило в 2011 году премию «Антибренд года», присуждаемую за анти-достижения на потребительском рынке России. К сожалению, в отличие от крупнейших мировых, многие российские бренды не стремятся бороться за лояльность потребителей, не просчитывают стратегии на десятилетия вперед, чтобы поддержать и упрочить свою репутацию. Они хотят только быстрой прибыли, здесь и сейчас, а будущее их не интересует. При этом все брендостроительство заключается в распространении массированной и часто недостоверной рекламы.
Как раз для того, чтобы информировать потребителей не о купленных наградах, а о реальных «заслугах» нашумевших компаний и брендов, чтобы дать людям возможность делать правильный выбор, был создан проект Антибренд года.
Уже после публикации первых результатов выяснилось, что количество номинаций необходимо пересмотреть в большую сторону, поскольку огромное количество производителей не соответствует безопасности товаров и степени удовлетворенности ожиданий потребителей.
ОЗПП также отмечает, что в настоящее время в России благоприятный исход разбирательства с недобросовестными производителями зависит чаще не от норм закона, а от активной позиции потребителя, поэтому призывает всех бороться за свои права получать качественные товары и услуги, чтобы отмечать Всемирный день качества в России было не стыдно.