Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Новости | ОЗПП: иностранных производителей освободят от ответственности перед российскими потребителями

08.10.2013

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает внести поправки в закон "О защите прав потребителей". По ее мнению, иностранный изготовитель не должен нести ответственности за недостатки товара, если не предназначал его для продажи в России. Потребителей об этом будут предупреждать специальной маркировкой.

Также предполагается, что с такого изготовителя снимется и обязанность обеспечить ремонт, техобслуживание и поставку запчастей.

Нововведения коснутся и параллельного импорта. ФАС представила в правительство проект поправок и "дорожную карту" по легализации параллельного импорта. Согласно им, уже в 2014 году в России параллельный импорт может быть частично легализован.

Поясним, что такое «параллельный импорт». Как известно, товары крупных промышленных производителей на территориях других стран часто распространяются через официальных дистрибьюторов. Ими могут быть как юридические лица, так и граждане-предприниматели. Дистрибьюторы сбывают товары, маркированные товарным знаком правообладателя, на определенной территории, действуя либо от своего имени, либо от имени правообладателя. Помимо торгового посредничества дистрибьютор в рамках договора зачастую оказывает иностранному партнеру и иные услуги.

Оригинальные товары, маркированные товарным знаком с разрешения правообладателя, которые ввозятся на территорию другой страны не дистрибьюторами, не правообладателем, а иными лицами и без специального согласия на такой ввоз от правообладателя, получили название «параллельный импорт». Поскольку ввоз осуществляется не через уполномоченных импортеров и не правообладателем, а по другим, альтернативным, параллельным каналам, о которых правообладатель может и не знать.

Некоторые эксперты рынка поспешили выразить мнение, что нововведения оставит без защиты конечных потребителей. С помощью маркировки производитель сможет снять с себя ответственность, покупатель рискует не найти вообще никаких концов.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) отмечает, что подобные нововведения по существу для потребителя мало что изменят. Ведь и сейчас потребители чаще предъявляют претензии к продавцу, а не к изготовителю.

«На практике к иностранному изготовителю в принципе сложно предъявить какие-либо претензии, - комментирует юрист ОЗПП Андрей Семенов. - Или надо будет судиться с ним за границей. Или, ссылаясь на имеющейся с другой страной договор о правовой помощи по гражданским делам, рассчитывать на то, что решение принятое тут, будет исполнено там.

Единственный формальный плюс - это то, что теперь продавец или импортёр будет обязан ясным образом доносить до покупателя информацию о том, "белый" ли это был импорт или "серый". А потребитель сможет адекватнее для себя понимать, кто перед ним: "официальный импортёр", в связи с чем можно рассчитывать на "репутацию" изготовителя (который так или иначе - теоретически - вынужден её поддерживать через своих дилеров) и плюс на "сервисные центры", в которых можно иногда хотя бы отремонтироваться, если продавца и импортёра уже нет.

Или "серый" импортёр - и тогда все претензии могут быть предъявлены только продавцу и импортёру (которые в таких ситуациях, обычно, мелкие организации, мало пекущиеся о репутации)».

С другой стороны, подчеркнул правозащитник, крупные производители и без всяких требований российского закона, хотя такие требования есть, создают сеть "сервисных центров", где можно отремонтировать сломавшийся товар.

«Правда, назвать такие ремонты "устранением недостатков по гарантии" далеко не всегда можно, так как поставщики предпочитают работать по длинным и запутанным схемам и "сервисные центры" создаются не как уполномоченные организации изготовителя или импортёра, а как юридически непонятные структуры, предоставляющие потребителям услуги безвозмездно, но не известно на каких основаниях, - поясняет Семенов.

- Надо учитывать, что полную ответственность за качество товара перед потребителем несёт как продавец товара, так и импортёр - независимо от "серости" импорта, и право покупателя предъявлять претензии к ним никак не затрагиваются предлагаемыми изменениями».





 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта