Эксперты ОЗПП считают, что данное ограничение является необоснованным и не может быть объяснено заботой о безопасности, поскольку упаковка из полиэтилентерефталата (ПЭТ) инертна по отношению к налитому в нее продукту, не влияет на вкусовые и другие качества продукции, не агрессивна и не оказывает вредного воздействия на здоровье человека.
Как известно, поправки к ФЗ № 171, подготовленные депутатом «Единой России» Михаилом Тарасенко, предполагают поэтапное уменьшение объема пластиковой тары для розлива пива до 0,5 л и запрет розничной продажи алкогольной продукции c содержанием этилового спирта более 4% в таре, превышающий такой объем.
Учитывая необоснованность запрета ПЭТ-тары с точки зрения безопасности потребителей, эксперты ОЗПП предполагают, что за появлением этой нормы в законопроекте стоит лоббистская деятельность представителей водочной отрасли. И единственной целью запрета пива в ПЭТ-таре является увеличение доли крепкого алкоголя на рынке.
«Лоббирование интересов производителей водочной продукции, на наш взгляд, является недопустимым, так как оно сопровождается прямым ущемлением прав и интересов потребителей продукции целого ряда других отраслей, - говорится в тексте обращения ОЗПП. – Отсутствие в России антилоббистского законодательства лишает общественные организации, в том числе и общества защиты прав потребителей, возможности принять участие в экспертной работе над ключевыми нормативными документами. Таким образом, пробелы в законодательной базе создают условия для удовлетворения интересов теневого лобби и исключают возможность эффективного и цивилизованного противодействия нарушению прав российских граждан в этой сфере».
Жесткие ограничения на использование ПЭТ-тары, которые предполагает текст законопроекта в существующей редакции, по мнению общественников, приведут к значительному увеличению потребления крепкого алкоголя, прежде всего, суррогата и алкоголизации населения, росту цен на слабоалкогольные напитки и другие продукты питания в ПЭТ-таре, повышению риска распространения контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции.
Эксперты ОЗПП опасаются, что в случае введения ограничений значительная часть потребителей, отказавшись от подорожавших слабоалкогольных продуктов, сделает выбор в пользу крепкого алкоголя – дешевой водочной продукции низкого качества. На сегодняшний день и так свыше 60% потребляемого россиянами алкоголя приходится на крепкие спиртные напитки, большая часть которых выпускается в стеклянной таре. Кроме того, следует ожидать увеличение доли фальсифицированной и контрафактной продукции, представляющей опасность для здоровья потребителей, - говорится в обращении ОЗПП. – А значит возрастет и количество отравлений суррогатным алкоголем, что самым негативным образом скажется на демографической ситуации в стране (в настоящее время в России фиксируется более 40 тысяч случаев отравления, в том числе со смертельным итогом). В целом запрет пластиковой тары только усугубит тяжелую ситуацию с алкоголизацией населения, увеличит уровень смертности от отравлений и «алкогольных» заболеваний.
«Вместе с тем, вводимые ограничения отразятся и на той части населения, которая не употребляет алкогольную продукцию, - добавляет председатель ОЗПП Михаил Аншаков. – Сокращение объемов выпуска пластиковой тары приведет к росту ее себестоимости, и в результате инфляция коснется не только пивного рынка, но и всего экономичного сегмента напитков и продуктов питания. Рост цен на молоко, растительное масло, детское питание негативно скажется, прежде всего, на самой не защищенной группе потребителей – со средним и малым достатком».
Общественники также обратили внимание спикера Госдумы Сергея Нарышкина на то, что представители потребительских объединений не привлекались к обсуждению законопроетка в профильных комитетах и комиссиях. В результате в нарушение положений п.2 ст. 45 закона «О защите прав потребителей» не было возможности донести до депутатского корпуса позицию потребительского сообщества. В этой связи ОЗПП просит создать рабочую группу с привлечением общественных организаций в качестве экспертов с целью учета мнения потребительского сообщества при дальнейшем рассмотрении поправок к ФЗ № 171, а также принять меры для борьбы с теневым лоббированием подобных инициатив.