Уже к 2024 году она должна распространиться на большую часть потребительских продуктов. Это значит то, что компании, занимающиеся реализацией товаров из данного списка, будут должны наносить на них уникальный код. Благодаря подобной метке можно отследить движение продукции от производителя (импортера) до конечного покупателя.
Кому выгодно внедрение системы маркировки
Все рыночные участники получат собственные выгоды:
- Потребители смогут быть уверенными, что покупают качественный, легальный товар. Также у них появится инструмент контроля собственных потребительских прав.
- Государство сможет оптимизировать систему контроля товарных рынков, а также повысить налоговые платежи.
- Бизнес автоматизирует торговлю, снизит издержки, а также увеличит рост доходов и повысит конкурентоспособность «белого» (легального) бизнеса.
Внедрение маркировки позволяет сделать розничный рынок товаров контролируемым и прозрачным.
Как работает система маркировки
Импортер или производитель продукции крепит этикетку со штриховым кодом на упаковку и отправляет партию товара оптовику. Далее оптовик, используя сканер ШК, считывает нанесенный код и подтверждает, что товар получен. После этого продукция отправляется в розничные точки продажи, где штрихкод снова считывают и обновляют базу данных в системе.
Таким образом легко отследить и проверить каждую единицу продукции во всем товарообороте страны и узнать, откуда появился товар и на каком этапе продажи он находится в настоящий момент времени.
Розничным продавцам и дистрибьюторам, для того чтобы подключиться к системе маркировки, необходимо пройти регистрацию на сайте системы Честный ЗНАК, купить сканер, способный считывать 2d коды, просканировать коды с каждой поставки и обновить прошивку на онлайн кассе.
Какие товары сегодня подлежат обязательной маркировке
До 2021 года в обязательном порядке маркировались:
- обувная продукция;
- шубы;
- автомобильные шины и покрышки;
- лекарственные препараты;
- табачная продукция;
- лампы-вспышки, фотовспышки;
- кинокамеры, фотокамеры.
В 2021 году список был дополнен:
- определенные категории одежды: вещи из кожи, верхняя одежда, женские и детские трикотажные блузы;
- некоторые категории трикотажа: полотенца, кухонное, постельное, а также столовое бельё;
- мороженное и сыры;
- определенные виды молочной продукции;
- ювелирные изделия (обратите внимание, что они не входят в систему Честный ЗНАК. Используется другая система учета под названием ГИИС ДМДК).
Пивные напитки, пиво, а также БАДы находятся в эксперементальном режиме.
Что такое код маркировки Data Matrix
Data Matrix – это двухмерный код, который наносится на этикетку, упаковку или же сам товар, который подлежит обязательной маркировке в системе Честный ЗНАК. Такое средство идентификации состоит из последовательно нанесенных полос двух цветов: белого и черного. В метке зашифрована информация об услуге или товаре. Для считывания применяются специализированные сканеры штрих-кода, способные работать с двухмерными (2d) кодами.
ДатаМатрикс состоит из двух частей – в первой код идентификации (это позиции продукта в системе), а во второй – код проверки, генерируемый оператором.
К преимуществам DataMatrix следует отнести:
- Высокую степень защиты. Метка была закодирована посредством современных криптографических методов шифровки. Практически нереально подделать подобное средство идентификации.
- Возможность считать штриховой код при повреждении. В том случае, когда метка была повреждена, например, при транспортировке, его можно будет считать сканером (при условии, что повреждено не более 30%).
- Возможность закодировать большое количество информации. Объем данных больше, чем, например, у QR-кодов. Это позволяет указать не только цену и наименование, но также и другие важные данные, такие как: срок годности, эксплуатации, дату изготовления, материал, потребительские характеристики и пр.
- Низкую себестоимость. Генерация одного штрихкода обойдется в 50 копеек (без учета НДС).
Маркировка продукции самоклеящейся этикеткой
Самоклеящиеся этикетки сегодня все чаще стали использоваться для маркировки различных видов товаров. Печать самоклеек осуществляется посредством специализированных принтеров. В зависимости от того, какой тип продукции будет маркироваться, подбирается материал наклейки, а также ее клеевой состав (адгезионный слой).
Например, для нанесения на шероховатые поверхности лучше выбрать стикеры с усиленным клеем, а вот для техники лучше подойдут самоклейки со съемным клеем, которые можно удалять с поверхности без следа.
Что касается материала, то следует учитывать условия хранения товара. Для продуктов с непродолжительным сроком хранения, вы можете покупать дешевые термо ЭКО, выполненные из термочувствительной бумаги. Если необходимо обеспечить защиту стикера от влаги, то лучше отдать предпочтение термоэтикеткам термо ТОП. Полуглянцевые термотрансферные наклейки – это универсальный вариант с оптимальным соотношение цены и качества. Наиболее прочными считаются синтетические самоклейки, которые чаще всего изготавливают из полипропилена. Поставляются самоклеящиеся этикетки в рулонах.
Для выбора способа маркировки следует принять индивидуальное решение. Важно учитывать количество и тип выпускаемой продукции. Небольшим фирмам лучше купить принтеры начального класса, которые способны печатать за смену до 5000 единиц, например, Атол BP21. Для крупных компаний подойдут мощные промышленные модели, такие как Toshiba B-EX4D2.
В том случае, когда вы не желаете или не видите необходимости печатать самоклейки самостоятельно, то всегда можно воспользоваться услугами типографий.