Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Умный подход | Ситуация с ОСАГО. Гражданское общество или командная экономика?

Закон «О защите прав потребителей» не в силах сдержать произвол страховщиков. Что ждет рынок ОСАГО?


Навязывание услуг потребителю запрещено. Закон N 2300-1 «О защите прав потребителей» однозначно указывает на это. Однако, в последнее время в России участились случаи навязывания страховых услуг при продаже полисов «автогражданки». Рассчитать ОСАГО http://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_rasschitat_online можно на сайте любой страховой компании (СК), но вот приобрести полис за расчетную стоимость весьма проблематично.

Позиция страховщиков понятна. Заявляя об убыточности ОСАГО, СК пытаются компенсировать потери, продавая страхователям дополнительные страховые пакеты. Если же страхователь заявляет о неправомерности действий СК, последние просто отказывают в заключении договора «автогражданки».

И навязывание услуг и отказ в заключении договора ОСАГО незаконны. После обращения страхователя в Роспотребнадзор с заявлением об ущемлении его прав, страховщик, скорее всего, будет оштрафован. Штраф за подобные нарушения составляет с недавнего времени 50 тысяч рублей. Число обращений растет, штрафы увеличиваются, но ситуация коренным образом не меняется. Существуют прецеденты, когда суд обязывал СК рассчитать ОСАГО по общепринятым тарифам и заключить договор обязательного страхования. Но таких обращений пока единицы.

Страховщики по-прежнему не согласны с тарифами, и в то же время они не уходят с рынка ОСАГО. По мнению аналитиков, СК будут «биться до последнего»: когда штрафы перекроют прибыль от навязывания услуг (большинство страхователей, «скрипя сердцем», все же отдают дополнительные 1-2 тысячи рублей за страховку от несчастного случая и никуда не обращаются), только тогда лицензии на ОСАГО будут сданы.

Если же тарифы ОСАГО повысят (в идеале «отпустят», и рынок сам сформирует оптимальную их величину), то страховщики прекратят совершать неправомерные действия. Правда, тогда возможен социальный взрыв уже автомобилистов. Правительство находится в непростой ситуации. Но ценообразование, однозначно, на рынке ОСАГО пока не удовлетворяет рыночной модели экономики.

Достаточно взглянуть на «честные» цены каско http://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_cena, установленные самими СК, чтобы понять некоторые нюансы страхового рынка России. Цены ОСАГО искусственно занижены, а рыночная (честная) цена каско на порядок превосходит тариф «автогражданки» при вполне сопоставимых лимитах страховой ответственности (с 1 апреля 2015 года лимиты ответственности по ОСАГО еще раз увеличатся).

Меж тем, тарифы каско не едины для всех страховщиков. На рынке комплексного автострахования существует конкуренция. Достаточно проанализировать несколько страховых сервисов, чтобы это понять. Калькулятор каско «СОГАЗ» http://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/sogaz, «РГС» или «Согласия» (как лидера сегмента в 2014 году) вполне подойдут.

К тому же отметим, что, по заявлениям СК, в цену каско для Россиян «включены» убытки от деятельности в сфере ОСАГО. Это значит, что, пользуясь тем же калькулятором каско «СОГАЗа» и покупая полис добровольного автострахования, мы оплачиваем чужие убытки. Ситуация опять-таки абсолютно не рыночная, и всерьез высказываются предложения о создании госкорпорации страхования, которая за счет дотаций из бюджета (в случае реальной необходимости) обеспечит работоспособность ОСАГО при существующих тарифах.

Отметим, что процент обратившихся в Роспотребнадзор от общего числа автолюбителей, которым пришлось приобрести «нагрузку» к полису ОСАГО, не велик. Это говорит либо об индифферентности страхователей, либо об их молчаливой поддержке повышения тарифов на «автогражданку», цены на которую не увеличивались с 2003 года. К 2019 году «автогражданка» должна стать (как в Европе) безлимитной, и от рыночного механизма ценообразования на полис ОСАГО (как в Европе) нам все равно не уйти.

Тарифы на ОСАГО, по мнению экспертов, продолжат расти. Вопрос только с какой скоростью. А пока всем страхователям, полагающим, что их права при заключении договора ОСАГО нарушены, можно смело обращаться с заявлением в Роспотребнадзор. Ведомство, как показывает практика, в таких случаях почти в 100% случаев встает на сторону рядовых страхователей, как и принято в гражданском обществе.





 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта