Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | МЕЖДУНАРОДНОЕ (ИНОСТРАННОЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО | Директива ЕС 2011/83/EC от 25 октября 2011 г.

Преамбула

Европейский парламент и Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза и, в частности, Статьей 114 Договора,

На основании предложения Европейской Комиссии,

С учетом заключения Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам*(2),

С учетом заключения Комитета регионов*(3),

Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(4),

Принимая во внимание следующие обстоятельства:

(1) Директива 85/577/EЭC Совета ЕС от 20 декабря 1985 г. о защите потребителя в отношении договоров, заключаемых вне помещения для осуществления предпринимательской деятельности*(5), и Директива 97/7/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 20 мая 1997 г. о защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом*(6) предусматривают ряд контрактных прав потребителей.

(2) Указанные Директивы были пересмотрены в свете полученного опыта в целях упрощения и актуализации применимых норм, устранения противоречий и ликвидации нежелательных пробелов в законодательстве. В результате такого пересмотра стала очевидна целесообразность замены двух указанных Директив единой Директивой. В связи с этим настоящая Директива должна содержать стандартные нормы об общих аспектах в отношении контрактов, заключаемых вне служебных помещений, и дистанционных контрактов отходя от принципа минимальной гармонизации, реализованного в прежних Директивах, но в то же время позволяя Государствам - членам ЕС оставлять в силе или принимать национальные нормы в отношении определенных аспектов.

(3) Статья 169(1) и пункт (a) Статьи 169(2) Договора о функционировании Европейского Союза (далее - TFEU) предусматривают, что Европейский Союз должен содействовать достижению высокого уровня защиты потребителей посредством принятия мер в соответствии со Статьей 114 Договора.

(4) В соответствии со Статьей 26(2) TFEU внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров и услуг, а также свобода учреждений. Гармонизация отдельных положений потребительских контрактов, заключаемых вне служебных помещений, и дистанционных контрактов необходима для содействия становлению действительного внутреннего потребительского рынка путем достижения надлежащего баланса между высоким уровнем защиты потребителей и конкурентоспособностью предприятий с учетом принципа субсидиарности.

(5) Не полностью задействован трансграничный потенциал дистанционных продаж, которые должны стать одними из основных видимых результатов создания внутреннего рынка. По сравнению со значительным ростом внутренних дистанционных продаж за последние несколько лет трансграничные дистанционные продажи росли невысокими темпами. Это различие особенно значительно для продаж посредством сети Интернет, где потенциал роста еще выше. Трансграничный потенциал контрактов, заключаемых вне служебных помещений (прямые продажи), сдерживается рядом факторов, в том числе различными национальными нормами о защите потребителей, установленными для промышленности. По сравнению с ростом внутренних прямых продаж за последние несколько лет, особенно в секторе услуг, например, коммунальных услуг, количество потребителей, использующих этот канал для трансграничных покупок, осталось неизменным. В ответ на увеличение возможностей для предпринимательской деятельности во многих Государствах - членах ЕС малым и средним предприятиям (в том числе индивидуальным предпринимателям) или агентам компаний, занимающихся прямыми продажами, следует искать возможности для предпринимательской деятельности в иных Государствах - членах ЕС, в частности, в приграничных районах. В связи с этим полная гармонизация потребительской информации и право на расторжение контрактов, заключаемых вне служебных помещений, и дистанционных контрактов будет содействовать достижению высокого уровня защиты потребителей и улучшению функционирования внутреннего потребительского рынка.

(6) Определенные различия создают существенные барьеры на внутреннем рынке, которые оказывают воздействие на продавцов и потребителей. Эти различия увеличивают расходы, связанные с соблюдением нормативно-правовых требований, для тех продавцов, которые хотят заниматься трансграничной продажей товаров или оказанием услуг. Кроме того, диспропорциональная фрагментация подрывает доверие потребителей к внутреннему рынку.

(7) Полная гармонизация некоторых ключевых регулятивных аспектов должна значительно повысить уровень правовой определенности для потребителей и для продавцов. Потребители и продавцы должны иметь возможность опираться на единую регулятивную базу, которая разрабатывается на основе четко определенных правовых понятий, регулирующих определенные аспекты контрактов между предприятиями и потребителями на территории Союза. Последствием такой гармонизации должно стать устранение барьеров, возникающих по причине фрагментации норм, а также завершение формирования внутреннего рынка в этой сфере. Указанные барьеры могут быть устранены только посредством разработки единых норм на уровне Союза. Кроме того, необходимо обеспечить одинаково высокий уровень защиты потребителей на территории Союза.

(8) Подлежащие гармонизации регулятивные аспекты должны касаться только контрактов, заключаемых между продавцами и потребителями. В связи с этим настоящая Директива не влияет на национальное законодательство, регулирующее трудовые контракты, контракты о правопреемстве, контракты, относящиеся к семейному праву, а также контракты об учреждении и организации деятельности компаний или к соглашениям о партнерстве.

(9) Настоящая Директива устанавливает нормы об информации, которая должна быть предоставлена в связи с заключением контрактов вне служебных помещений, заключением дистанционных контрактов, а также в связи с заключением иных контрактов. Настоящая Директива также регламентирует право на расторжение контрактов, заключаемых вне служебных помещений, и дистанционных контрактов, а также гармонизирует некоторые положения, связанные с исполнением и иными аспектами контрактов между предприятиями и потребителями.

(10) Настоящая Директива действует без ущерба Регламенту (EC) 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 17 июня 2008 г. о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (Рим I)*(7).

(11) Настоящая Директива действует без ущерба положениям Союза относительно специальных отраслей, таких как медицинская продукция, предназначенная для использования людьми, медицинские аппараты, частная жизнь и электронные средства связи, права пациентов в трансграничном медицинском обслуживании, маркировка продуктов питания, а также внутренний рынок электричества и природного газа.

(12) Требования к предоставлению информации, предусмотренные настоящей Директивой, должны соответствовать требованиям к информации, установленными в Директиве 2006/123/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 12 декабря 2006 г. об услугах на внутреннем рынке*(8) и Директивы 2000/31/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 8 июня 2000 г. об отдельных юридических аспектах услуг информационного общества, в частности, электронной торговле на внутреннем рынке ("Директива об электронной торговле")*(9). Государства - члены ЕС должны иметь возможность вводить дополнительные требования к предоставлению информации, применимые к поставщикам услуг на своей территории.

(13) Государства - члены ЕС должны обладать полномочиями в соответствии с законодательством Европейского Союза по применению положений настоящей Директивы к сферам, выходящим за пределы ее действия. В связи с этим Государства - члены ЕС вправе оставлять в действии или принимать национальное законодательство, соответствующие всем или некоторым положениям настоящей Директивы, в отношении контрактов, на которые не распространяется действие настоящей Директивы. Так, Государства - члены ЕС вправе применять нормы настоящей Директивы по отношению к юридическим или физическим лицам, которые не являются потребителями в значении настоящей Директивы, таким как неправительственные организации, новые компании, малые и средние предприятия. Таким же образом Государства - члены ЕС вправе применять положения настоящей Директивы к контрактам, которые не являются дистанционными в значении настоящей Директивы, например, вследствие того, что они заключаются не в результате организованных дистанционных продаж или дистанционного оказания услуг. Кроме того, Государства - члены ЕС вправе оставлять в действии или принимать национальное законодательство относительно вопросов, не урегулированных настоящей Директивой, таких как дополнительные нормы о контрактах купли-продажи, в том числе о доставке товаров, или требования к предоставлению информации в течение срока действия контракта.

(14) Настоящая Директива не влияет на положения национального законодательства в области контрактного права в отношении аспектов контрактного права, не урегулированных настоящей Директивой. В связи с этим настоящая Директива не наносит ущерба положениям национального законодательства, регулирующим, например, порядок заключения или действительность контрактов (например, при отсутствии согласия). Таким же образом настоящая Директива не влияет на национальное законодательство в отношении общих контрактных средств правовой защиты, норм об экономическом публичном порядке, таких как нормы о чрезмерных и завышенных ценах и нормы о неэтичных сделках.

(15) Настоящая Директива не гармонизирует требования к формулировкам, применимые к потребительским контрактам. В связи с этим Государства - члены ЕС вправе оставлять в действии или вводить в национальное законодательство требования к формулировкам положений о контрактной информации и контрактных условиях.

(16) Настоящая Директива не влияет на положения национального законодательства в области юридического представительства, такие как нормы о лице, действующем от имени продавца или по его поручению (например, агент или доверительный управляющий). Государства - члены ЕС сохраняют свои полномочия в этой области. Настоящая Директива применяется ко всем продавцам государственного и частного сектора.

(17) Понятие "потребитель" должно охватывать физических лиц, действующих в целях, которые лежат вне их торговой, деловой, ремесленной или профессиональной деятельности. Однако в случае контрактов двойного назначения, когда контракт заключен в целях, которые лежат частично в пределах, а частично за пределами торговой деятельности лица, и при этом торговая деятельность настолько ограничена, что не может являться преобладающей в общем контексте контракта, такое лицо также должно считаться потребителем.

(18) Настоящая Директива не влияет на свободное определение Государствами - членами ЕС в соответствии с правом Европейского Союза того, что они понимают под услугами общего экономического значения, как следует организовать и финансировать оказание таких услуг согласно нормам о государственной помощи, а также какими особыми обязательствами они должны быть обусловлены.

(19) Под "цифровым содержимым" понимаются данные, произведенные и представленные в цифровой форме, такие как компьютерные программы, приложения, игры, музыка, видео или тексты, в потоковом режиме и в режиме загрузки, на материальном носителе и на иных носителях. Контракты на поставку цифрового содержимого должны подпадать под действие настоящей Директивы. Если цифровое содержимое представляется на материальном носителе, например на CD или DVD, оно должно считаться товаром в значении настоящей Директивы. Так же, как и в отношении контрактов на поставку воды, газа или электричества, не предназначенных для продажи в ограниченном объеме или установленном количестве, либо контрактов на подачу центрального отопления, контракты на поставку цифрового содержимого не на материальном носителе не должны относиться в целях настоящей Директивы ни к контрактам на продажу, ни к контрактам на предоставление услуг. Потребитель должен иметь право на расторжение таких контрактов, за исключением случаев, когда он согласился на начало исполнения контракта в период, предусмотренный для расторжения, и признал, что впоследствии он теряет право на расторжение контракта. В дополнение к общим требованиям о предоставлении информации продавец должен проинформировать потребителя о функционировании и относительной совместимости цифрового содержимого. Понятие "функционирование" должно относиться к возможным способам использования цифрового содержимого, например, к отслеживанию поведения потребителей. Данное понятие также должно относиться к наличию или отсутствию каких-либо технических ограничений, таких как защита посредством механизма управления цифровыми правами или регионального кодирования. Понятие относительной совместимости описывает сведения о стандартной аппаратно-программной среде, с которой цифровое содержимое является совместимым, например, операционная система, необходимая версия и определенные аппаратные средства. Европейской Комиссии следует рассмотреть необходимость дальнейшей гармонизации положений относительно цифрового содержимого и при необходимости представить законодательное предложение для решения этого вопроса.

(20) Определение дистанционных контрактов должно охватывать все ситуации, когда контракт между продавцом и потребителем заключается в рамках организованной схемы дистанционных продаж товаров или дистанционного оказания услуг с исключительным использованием одного или нескольких дистанционных средств связи (таких как заказ по почте, Интернет, телефон или факс) вплоть до момента заключения такого контракта. Указанное определение также должно распространяться на ситуации, когда потребитель посещает служебные помещения только в целях сбора информации о товарах или услугах; при этом последующие переговоры и заключение контракта осуществляются дистанционно. Напротив, контракт, переговоры по которому ведутся в служебном помещении продавца, но который окончательно заключается посредством дистанционных средств связи, не должен относиться к дистанционным контрактам. Не должен относиться к таковым и контракт, инициированный посредством дистанционных средств связи, но окончательно заключенный в служебном помещении продавца. Кроме того, понятие дистанционного контракта не должно распространяться на предварительный заказ оказания услуги специалистом, сделанный клиентом посредством дистанционных средств связи, например, когда клиент звонит, чтобы договориться о времени с парикмахером. Понятие организованной схемы дистанционных продаж или дистанционного оказания услуг должно включать схемы, предлагаемые третьими лицами, за исключением продавца, но используемые продавцом, например, онлайн-платформа. Однако это определение не должно распространяться на случаи, когда веб-сайты просто содержат информацию о продавце, его товарах и/или услугах, а также контактные данные.

(21) Контракт, заключаемый вне служебных помещений, следует определить как контракт, заключаемый при одновременном физическом присутствии продавца и потребителя в месте, которое не является служебным помещением продавца, например, дома или на месте работы потребителя. Вне служебных помещений существует вероятность оказания психологического давления на потребителя или наличия элемента неожиданности для потребителя независимо от того, осуществляется ли посещение продавца по просьбе потребителя. Определение контракта, заключаемого вне служебных помещений, должно также распространяться на случаи, когда потребитель лично и индивидуально получает соответствующее предложение вне служебного помещения, однако контракт заключается непосредственно сразу после этого в служебном помещении продавца или посредством дистанционных средств связи. Определение контракта, заключаемого вне служебных помещений, не должно охватывать случаи, когда продавец впервые посещает дом потребителя исключительно в целях взятия измерений или проведения предварительных расчетов без каких-либо обязательств со стороны потребителя; при этом контракт на основе предварительного расчета продавца заключается позднее в служебном помещении продавца или посредством дистанционных средств связи. В таких случаях контракт не считается заключенным сразу после того, как продавец сделал соответствующее предложение потребителю, если у потребителя было время обдумать сделанный продавцом расчет до заключения контракта. Покупки, совершенные во время экскурсии, организованной продавцом, в ходе которой приобретенные товары рекламировались и выставлялись на продажу, считаются контрактами, заключаемыми вне служебных помещений.

(22) К служебным помещениям относятся помещения в любой форме (магазины, прилавки или грузовые автомобили), которые являются постоянным или обычным местом ведения деятельности продавца. Рыночные прилавки и ярмарочные стенды должны рассматриваться в качестве служебных помещений, если они соответствуют этому условию. Помещения для розничных продаж, где продавец осуществляет свою деятельность временно, например, в течение туристического сезона на лыжном или пляжном курорте, считаются служебными помещениями, если продавец обычно осуществляет свою деятельность в таких помещениях. Общедоступные места, такие как улицы, торговые центры, пляжи, спортивные сооружения и общественный транспорт, который продавец в исключительных случаях использует для осуществления своей деятельности, а также дома или рабочие места частных лиц не относятся к служебным помещениям. Служебные помещения лица, действующего от имени или по поручению продавца, как определено в настоящей Директиве, относятся к служебным помещениям в значении настоящей Директивы.

(23) Долговременные носители позволяют потребителю хранить информацию в течение такого периода времени, который необходим ему для защиты своих интересов, возникающих из отношений с продавцом. Такими носителями являются, в частности, бумага, USB-накопители, CD-ROM, DVD, карты памяти или жесткие диски компьютеров, а также электронные письма.

(24) Публичный аукцион означает, что продавцы и потребители посещают или имеют возможность посетить аукцион лично. Товары или услуги предлагаются продавцами потребителям посредством процедуры торгов, предусмотренной законодательством некоторых Государств - членов ЕС для продажи товаров или услуг посредством публичных торгов. Победитель торгов обязан приобрести товары или услуги. Использование онлайн-платформ, имеющихся в распоряжении потребителей и продавцов, в целях проведения аукциона не считается публичным аукционом в значении настоящей Директивы.

(25) Действие настоящей Директивы должно охватывать контракты на подачу центрального отопления, а также контракты на поставку воды, газа или электричества. Центральное отопление означает подачу тепла, inter alia, в форме пара или горячей воды из центрального источника производства посредством системы передачи и распределения многочисленным зданиям в целях их обогрева.

(26) Контракты на передачу недвижимого имущества или прав на недвижимое имущество либо на создание или приобретение недвижимого имущества или прав на него, контракты на строительство новых зданий или на существенную перепланировку существующих зданий, а также контракты на наем жилого помещения в целях проживания уже регулируются рядом специальных требований национального законодательства. К таким контрактам относятся, например, продажа недвижимого имущества, положения о которой все еще нуждаются в разработке, а также покупка в кредит. Положения настоящей Директивы не относятся к указанным контрактам, которые, следовательно, исключаются из сферы действия настоящей Директивы. Существенной является перепланировка, сравнимая со строительством нового здания, например, в случаях, когда неизменным остается только фасад прежнего здания. Контракты на обслуживание, в частности, контракты, связанные со строительством пристроек к зданиям (например, гаража или веранды), а также связанные с ремонтом или реконструкцией зданий, за исключением существенной перепланировки, включаются в сферу действия настоящей Директивы, равно как и контракты на оказание услуг агентом по недвижимости и контракты на наем жилого помещения не для целей проживания.

(27) Транспортные услуги включают пассажирские перевозки и транспортировку грузов. Пассажирские перевозки исключаются из сферы действия настоящей Директивы, поскольку они регулируются другим законодательством Европейского Союза или, в отношении общественного транспорта и такси, национальным законодательством. Однако положения настоящей Директивы, направленные на защиту потребителей от чрезмерной платы за использование платежных средств или от скрытых издержек, также должны применяться к контрактам на пассажирские перевозки. Что касается транспортировки грузов и проката автомобилей, которые являются услугами, потребители должны пользоваться преимуществами защиты, предоставленной в соответствии с настоящей Директивой, за исключением права на расторжение контракта.

(28) Во избежание административной нагрузки на продавцов Государства - члены ЕС вправе не применять настоящую Директиву к продажам товаров или услуг небольшой стоимости вне служебных помещений. Денежный порог устанавливается на достаточно низком уровне, чтобы исключить только незначительные покупки. Государства - члены ЕС вправе установить эту стоимость в национальном законодательстве при условии, что она не превышает 50 евро. В случае если два или более контракта, имеющие взаимосвязанный предмет, заключаются потребителем одновременно, в целях применения указанного порога следует учитывать общую стоимость таких контрактов.

(29) Социальное обслуживание характеризуется отличительными признаками, которые отражены в специальном законодательстве отчасти на уровне Европейского Союза и отчасти в национальном законодательстве. Социальное обслуживание включает услуги неблагополучным слоям населения или лицам с низким доходом, а также услуги лицам или семьям, нуждающимся в помощи при выполнении регулярных ежедневных задач, с одной стороны, и услуги иным лицам, имеющим особую потребность в помощи, поддержке, защите или стимулировании в определенный жизненный период, с другой стороны. Социальное обслуживание охватывает, inter alia, оказание услуг детям и молодым людям, помощь семьям, родителям-одиночкам и пожилым людям, а также оказание услуг мигрантам. Социальное обслуживание охватывает краткосрочные и долгосрочные медицинские услуги, в частности, оказание медицинской помощи на дому или в домах для престарелых и инвалидов и в домах-интернатах ("дома престарелых"). Социальное обслуживание охватывает услуги, оказываемые Государством на национальном, региональном или местном уровнях в лице уполномоченных поставщиков услуг, услуги, оказываемые благотворительными организациями, признанными Государством, а также частными лицами. Положения настоящей Директивы не применяются к социальному обслуживанию, которое, следовательно, исключается из сферы действия настоящей Директивы.

(30) Медицинское обслуживание нуждается в особом регулировании вследствие его технической сложности, важности как услуги общего интереса, а также вследствие широкомасштабного государственного финансирования. Медицинское обслуживание определено в Директиве 2011/24/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 9 марта 2011 г. о правах пациентов в трансграничном медицинском обслуживании*(10) как "медицинские услуги, оказываемые специалистами в области здравоохранения пациентам в целях оценки, поддержания или восстановления состояния их здоровья, в том числе предписание, распространение и предоставление медицинской продукции и медицинских аппаратов". Специалист в области здравоохранения определен в указанной Директиве как доктор медицинских наук, медицинская сестра, которая занимается обеспечением общего ухода, стоматолог, акушерка, фармацевт в значении Директивы 2005/36/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 7 сентября 2005 г. о признании профессиональных квалификаций*(11) или иной специалист, осуществляющий деятельность в сфере медицинского обслуживания, которое отнесено к регулируемым профессиям, как определено в пункте (a) Статьи 3(1) Директивы 2005/36/EC, либо лицо, которое считается специалистом в области здравоохранения по законодательству Государства - члена ЕС, где осуществляется лечение. Положения настоящей Директивы не применяются к медицинскому обслуживанию, которое, следовательно, исключается из сферы действия настоящей Директивы.

(31) Из сферы применения настоящей Директивы следует исключить игры на деньги. Деятельность по организации игр на деньги включает установление денежных ставок в азартных играх, в том числе лотереи, игры в казино и сделки, заключенные на пари. Государства - члены ЕС вправе вводить иные, в том числе более жесткие, нормы о защите потребителей от таких видов деятельности.

(32) Существующее законодательство Европейского Союза, inter alia, связанное с оказанием потребителям финансовых услуг, комплексным туристическим обслуживанием и с условиями таймшера, содержит многочисленные нормы о защите потребителей. По этой причине настоящая Директива не применяется к контрактам в указанных отраслях. Что касается финансовых услуг, Государствам - членам ЕС следует обращаться к существующему законодательству Европейского Союза в соответствующей сфере при принятии ими законодательства в областях, не урегулированных на уровне Европейского Союза, чтобы обеспечить таким образом равные условия всем потребителям и в отношении всех контрактов, связанных с оказанием финансовых услуг.

(33) Продавец обязан проинформировать потребителя заранее о любых действиях, в результате которых потребитель должен вносить залог, в том числе о действиях, посредством которых блокируется кредитная или дебетовая карта потребителя.

(34) Продавец обязан предоставлять потребителю четкую и понятную информацию до того, как потребитель свяжет себя условиями дистанционного контракта или контракта, заключенного вне служебных помещений, либо условиями иного контракта или другого соответствующего предложения. Предоставляя указанную информацию, продавец должен учитывать специфические потребности потребителей, особенно уязвимых вследствие психической, физической или психологической слабости, возраста или доверчивости, в отношении которых ожидается, что продавец может их разумно предвидеть. Однако учет таких специфических потребностей не должен привести к появлению различных уровней защиты потребителей.

(35) Информация, которая должна быть предоставлена продавцом потребителю, является обязательной и не подлежит изменению. Тем не менее, договаривающиеся стороны должны иметь возможность прямо выражать согласие на изменение содержания контракта, заключенного впоследствии, например, на изменение условий доставки.

(36) Что касается дистанционных контрактов, требования к информации должны быть адаптированы в целях учета технических ограничений некоторых средств связи, в частности, ограниченное количество знаков на экранах некоторых мобильных телефонов, а также временные ограничения рекламных роликов на телевидении. В таких случаях продавец обязан соблюдать минимальные требования к информации и отсылать потребителя к иному источнику информации, например, предоставив бесплатный номер телефона или гиперссылку на интернет-страницу продавца, где соответствующая информация легкодоступна. Что касается требования информировать потребителя о стоимости возврата товаров, которые в силу своего характера, как правило, не могут быть возвращены почтой, такое требование считается соблюденным, если продавец, в частности, указывает одного перевозчика (например, перевозчика, осуществляющего доставку товара) и одну цену, подлежащую уплате при возврате товаров. В случае если продавец объективно не может посчитать заранее стоимость возврата товаров, например, если он сам не предлагает обеспечить возможность возврата товаров, продавец уведомляет о том, что такая стоимость подлежит оплате и что она может быть высокой, а также указывает приемлемую оценку максимальной стоимости, которая может быть основана на стоимости доставки товаров потребителю.

(37) Поскольку в случае дистанционных продаж потребитель не имеет возможности увидеть товар до заключения контракта, он должен иметь право на расторжение контракта. По указанным причинам потребителю также следует предоставить возможность проверки и осмотра приобретенных товаров для того, чтобы установить характер, свойства и функционирование таких товаров. Что касается контрактов, заключаемых вне служебных помещений, потребитель должен иметь право на расторжение вследствие потенциального элемента неожиданности и/или психологического давления. С расторжением контракта прекращаются обязательства договаривающихся сторон по исполнению контракта.

(38) На сайтах продавца, по крайней мере, в начале процесса оформления заказа, следует четко и разборчиво указать, имеются ли какие-либо ограничения доставки, а также информацию о том, какие платежные средства принимаются.

(39) В отношении дистанционных контрактов, заключаемых посредством веб-сайтов, важно гарантировать, что потребитель может полностью прочитать и понять существенные условия контракта до оформления заказа. В этих целях в настоящей Директиве следует предусмотреть положения, требующие, чтобы указанные условия были расположены в непосредственной близости от места подтверждения заказа. Кроме того, необходимо обеспечить, чтобы в подобных ситуациях потребитель мог определить момент принятия на себя обязательства по оплате продавцу. Следовательно, посредством понятных формулировок необходимо привлечь внимание потребителя к тому, что оформление заказа влечет обязательство произвести оплату.

(40) В настоящее время различная продолжительность периода, предусмотренного для расторжения контракта, в разных Государствах - членах ЕС, а также в отношении дистанционных контрактов и контрактов, заключаемых вне служебных помещений, создает правовую неопределенность и вызывает расходы, связанные с соблюдением соответствующих сроков. В отношении всех дистанционных контрактов и контрактов, заключаемых вне служебных помещений, следует предусмотреть одинаковые периоды для расторжения контракта. Что касается контрактов на оказание услуг, срок такого периода истекает через 14 дней с даты заключения контракта. Что касается контрактов на продажу, срок такого периода истекает через 14 дней со дня, когда потребитель или третье лицо, указанное потребителем, за исключением перевозчика, физически овладевают товаром. Кроме того, потребитель должен иметь возможность реализовать право на расторжение контракта до вступления в физическое владение товаром. В случае если потребитель приобретает в одном заказе несколько товаров, которые должны быть доставлены по отдельности, срок периода для расторжения контракта истекает через 14 дней со дня, когда потребитель вступает в физическое владение последним товаром. В случае если товары доставляются несколькими партиями или частями, срок периода для расторжения контракта истекает через 14 дней со дня, когда потребитель вступает в физическое владение последней партией или частью товара.

(41) В целях обеспечения правовой определенности целесообразно, чтобы Регламент 1182/71 (ЕЭС, Евратом) Совета ЕС от 3 июня 1971 г. об определении правил, применимых к срокам, датам и срокам давности*(12), применялся к исчислению периодов, указанных в настоящей Директиве. Следовательно, все периоды, указанные в настоящей Директиве, считаются выраженными в календарных днях. В случае если период, выраженный в днях, подлежит исчислению с момента наступления события или совершения действия, день, в течение которого наступило такое событие или было совершено такое действие, не входит в указанный период.

(42) Положения, относящиеся к праву на расторжение контракта, должны действовать без ущерба нормативным правовым актам Государств - членов ЕС, регламентирующим прекращение действия контракта или невозможность приведения его в исполнение либо возможность потребителя выполнить свои контрактные обязательства раньше срока, установленного в контракте.

(43) Если продавец не предоставил потребителю соответствующую информацию до заключения дистанционного контракта или контракта, заключаемого вне служебных помещений, период для расторжения контракта продлевается. Однако в целях обеспечения правовой определенности в отношении продолжительности такого периода следует ввести срок давности, равный 12 месяцам.

(44) Различия в способах реализации права на расторжение контракта в Государствах - членах ЕС являются причиной расходов для продавцов, осуществляющих трансграничные продажи. Введение единой формы расторжения контракта, которую могут использовать потребители, должно упростить процесс расторжения контракта и способствовать правовой определенности. По этим причинам Государства - члены ЕС должны воздерживаться от предъявления дополнительных требований к оформлению типовой формы, используемой на территории Европейского Союза, например, требований относительно размера шрифта. Однако потребитель вправе свободно расторгать контракт, используя свои собственные формулировки, при условии, что в его заявлении недвусмысленно выражено намерение расторгнуть контракт с продавцом. Письмо, телефонный звонок или возврат товаров с соответствующим ясным заявлением могут соответствовать указанному требованию, однако бремя доказывания того, что расторжение осуществлено в сроки, установленные настоящей Директивой, возлагается на потребителя. По этим причинам в интересах потребителя использовать долговременные носители информации при сообщении продавцу о расторжении контракта.

(45) Как показывает практика, многие потребители и продавцы предпочитают общаться посредством веб-сайта продавца. Следовательно, продавец должен предоставить потребителю возможность заполнить форму для расторжения контракта на своем сайте. В этом случае продавец должен незамедлительно подтвердить получение, например, посредством электронного письма.

(46) В случае если потребитель расторгает контракт, продавец обязан вернуть все полученные от потребителя платежи, в том числе платежи, покрывающие расходы продавца на доставку товаров потребителю. Возврат не осуществляется путем выдачи чеков, за исключением случаев, когда потребитель использовал чеки в первоначальной сделке или в явно выраженной форме согласился их принять. В случае если потребитель в явно выраженной форме выбирает определенный способ доставки (например, экспресс-доставка в течение 24 часов) несмотря на то, что продавец предлагал обычный и общепринятый способ доставки, связанный с меньшими расходами, разница в стоимости указанных способов доставки оплачивается потребителем.

(47) Некоторые потребители реализуют право на расторжение после использования товаров в большей степени, чем это необходимо для установления характера, свойств и функционирования таких товаров. В этом случае потребитель не лишается права на расторжение контракта, но должен нести ответственность за любое снижение стоимости товаров. В целях установления характера, свойств и функционирования товаров потребитель должен обращаться с ними и проверять их таким образом, как он делал бы это в магазине. В частности, потребитель вправе только примерять предметы одежды, но не носить их. Соответственно, потребитель в течение периода, предусмотренного для расторжения, должен обращаться с товарами и проверять их с должной осторожностью. Обязательства потребителя в случае расторжения контракта не должны препятствовать реализации права потребителя на расторжение контракта.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта