Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | МЕЖДУНАРОДНОЕ (ИНОСТРАННОЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО | Директива ЕС 2011/83/EC от 25 октября 2011 г.

Сравнительный анализ нормативных различий гарантий прав потребителей при дистанционной торговле согласно Директиве ЕС 2011/83/EU от 25.10.2011 и Закона РФ о защите прав потребителей

Директива ЕС Закон о защите прав потребителей Пояснения

Статья 2

Определения

(1) «Потребитель» означает любое физическое лицо, которое действует в рамках договоров, охватываемых настоящей Директивой, в целях, отличных от его торговой, коммерческой, ремесленной или профессиональной деятельности. Преамбула, «основные понятия» Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По Директиве – более чёткое (а соответственно – чуть более узкое) понятие потребителя, исключающее неясность толкования тех случаев, когда человек, например, покупает компьютер для работы, но не для предпринимательства.
(10) «Постоянный носитель» означает любое устройство, при помощи которого потребитель или продавец могут хранить адресованную им персональную информацию в форме, допускающей последующее повторное использования этой информации в течение периода времени, соответствующего её назначению, и которое также позволяет воспроизводить хранимую информацию в неизменном виде. Понятие как таковое отсутствует. Наш закон в некоторых случаях упоминает только об обязательности письменной формы доведения информации до потребителя. Более чёткий правовой инструмент донесения до потребителя полагающейся по закону информации, учитывающий, среди прочего, и реалии XXI века (подразумевает и электронные формы).
(14) «Коммерческая гарантия» означает любые обязательства продавца или изготовителя (поручителя) перед потребителем помимо его законных обязанностей, касающихся предоставления гарантии соответствия, по возмещению потребителю уплаченной стоимости товара или по замене, ремонту или обслуживанию товаров при любых обстоятельствах, если они не отвечают техническим характеристикам или любым иным требованиям, не относящимся к качеству и указанным в гарантийном талоне или в соответствующих рекламных материалах, доступных на момент или до заключения договора. П. 6 ст. 5 ЗоЗПП Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем. В европейской версии более удачное определение дополнительных обязательств изготовителя и продавца.
П. 7 ст. 5 ЗоЗПП Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
(15) «Дополнительный договор» означает договор, в соответствии с которым товары или услуги по дистанционному договору или договору, заключённому вне помещений для ведения торгово-промышленной деятельности, поставляются потребителю продавцом или третьей стороной на основании соглашения между третьей стороной и продавцом. Регулирование остаётся за рамками законодательства о защите прав потребителей. С другой стороны, в отсутствие каких-либо договорённостей потребителя с этой «доставляющей» стороной вся ответственность – как минимум, до того, как товар передан потребителю – лежит на продавце, в т.ч. с точки зрения сроков, выявленных недостатков и т.п.

Статья 5

Требования по предоставлению информации о договорах, отличных от дистанционных договоров и договоров, заключенных вне помещений для ведения торгово-промышленной деятельности, 1

Обязанность предоставить информацию «До тех пор, пока потребитель не связан обязательствами по договору»…

(d) «политика обработки продавцом жалоб клиентов»

(g) при необходимости, следует предоставить информацию о функциональных возможностях, включая меры технической защиты цифрового содержимого;

(h) при необходимости, следует предоставить информацию о соответствующей операционной совместимости цифрового содержимого с аппаратным и программным обеспечением, которая известна продавцу, или которая может быть обоснованно ему известна.

Прямое указание отсутствует. Интересна норма о том, что информация потребителю (в данном случае речь не только о дистанционной торговле) должна быть предоставлена ещё до того, как потребитель будет что-то должен продавцу, т.е. жёстким образом – до заключения договора.

Статья 6

Информационные требования к дистанционным договорам и договорам, заключенным вне помещений для ведения торгово-промышленной деятельности

1. Прежде чем потребитель заключит дистанционный договор или договор, заключаемый вне помещений для ведения торгово-промышленной деятельности, продавец должен предоставить потребителю следующую информацию в понятном и доступном виде:

(f) стоимость использования средств удалённой связи для заключения договора, когда такая стоимость рассчитывается иначе, чем по базовой ставке

(i) если применимо, необходимо указать, что потребитель будет нести расходы, связанные с возвратом товара в случае отказа, и для дистанционного договора, если товары не могут быть возвращены по почте в связи со своими характеристиками, стоимость возврата товаров;

(k) если право выхода не предусмотрено в соответствии со Статьей 16, необходимо предоставить информацию о том, что потребитель не сможет воспользоваться правом отказа, или, если применимо, данные об обстоятельствах, при которых потребитель утрачивает право отказа от договора;

(t) если применимо, указать информацию о возможности подачи внесудебной жалобы и о механизме возмещения ущерба, ответственность за который несёт продавец, а также указать способы доступа к данному механизму

не предусмотрено
не предусмотрено, хотя имеется в виду, что потребитель это и так из закона должен знать
у нас дистанционная торговля означает право «выхода» потребителя в любой момент (в течение определённого срока, но не менее 7 дней), кроме случае продажи товара. который может быть использовать только этот конкретный потребитель. Обязанность предупреждать об этом на нашего продавца специально не возложена
Обязанность довести информацию не предусмотрена, однако сам механизм прописан законом.
6. Если продавец не выполнит информационные требования о дополнительных расходах или других издержках, о которых говорится в пункте (e) пункта 1, или о расходах при возврате товаров, как указано в подпункте (i) пункта 1, то потребитель не несет ответственность за покрытие таких расходов или издержек. Норма отсутствует Должно мотивировать продавца как можно подробнее освящать это возможное последствие расторжения договора
9. Что касается соблюдения информационных требований, изложенных в настоящей Главе, то продавец несёт ответственность за предоставление доказательств. Прямая норма отсутствует В итоге ситуация порой приводит к отказу в удовлетворении иска с формулировкой «потребитель не доказал факт непредоставления информации»

Статья 8

Формальные требования к дистанционным договорам

2. …

Продавец должен убедиться в том, что при размещении заказа потребитель напрямую признает, что вышеуказанная процедура предусматривает обязательство по осуществлению такого платежа. Если размещение заказа влечет за собой активацию кнопки или подобную функцию, то на кнопке или на подобной функции должны быть разборчиво написаны слова «заказ, предусматривающий обязательство по оплате», или должна быть приведена соответствующая недвусмысленная запись о том, что размещение заказа влечет за собой обязательства по осуществлению платежа в пользу продавца. Если продавец не выполнит этот подпункт, то потребитель не будет связан договором или заказом.

Прямо не предусмотрено, при необходимости надо выводить из других норм. Гарантирует, что осуществление покупки не станет сюрпризом для покупателя

Статья 9

Право выхода из договора

1. Кроме случаев применения исключений, предусмотренных Статьёй 16, потребитель имеет право в течение 14 дней отказаться от дистанционного договора и договора, заключенного вне помещений для ведения торгово-промышленной деятельности, без объяснения причин и без каких-либо затрат, отличных от затрат, которые предусмотрены Статьей 13 (2) и Статьей 14. П. 4 ст. 26.1 ЗоЗПП Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Директивой установлен более долгий минимальный срок отказа.

Статья 10

Непредоставление информации о праве выхода из договора

1. Если продавец не предоставит потребителю информацию о праве выхода из договора, как того требует пункт (h) Статьи 6 (1), то срок выхода из договора закончится по прошествии 12 месяцев после окончания начального периода выхода из договора, как предусмотрено Статьёй 9 (2).

2. Если продавец предоставит потребителю информацию, предусмотренную пунктом 1 настоящей Статьи, в течение 12 месяцев со дня, указанного в Статье 9 (2), то срок выхода из договора закончится по прошествии 14 дней со дня, в который потребитель получит такую информацию.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Более длительный срок «выхода» в случае недоведения до потребителя информации о сроках и порядке выхода. Предоставление продавцу права «исправиться» после заключения договора с ограничением после этого срока права выхода до стандартного минимального (14 дней)

Статья 16

Исключения в отношении права отказа

Нельзя отказаться от товара, если:

- полное выполнение договора на оказание услуг,

- зависимость цены на товар от колебаний на рынке, которые продавец не может контролировать (у нас был бы вал злоупотреблений с привязкой цены товара к, например, стоимости весеннего фьючерса на нигерийский кофе. – А. С.*),

- быстропортящиеся и с подходящим к концу сроком годности товары,

- товары, которые по своей природе безвозвратно смешаются с другими вещами (т.е. те, которые потом невозможно будет однозначно идентифицировать как купленные именно у этого продавца. – А. С.),

- когда потребитель потребовал, чтобы его специально посетил продавец, в результате чего был заключён договор (для нашей ситуации не могу припомнить, с чем сравнить. – А. С.),

- периодические издания,

- заключение договора на аукционе (чрезвычайная редкость для нашего потребителя. – А. С.).

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Большие ограничения для потребителя.

У нас только одно ограничение, которое есть и у европейцев.

Статья 18

Доставка

1. За исключением случаев, когда стороны договорились об ином времени доставки, продавец обязуется доставить товары, передав потребителю товары в его фактическую собственность или под его контроль без каких-либо необоснованных задержек, но не позднее 30 дней с даты заключения договора. Законного срока доставки не предусмотрено. Может влечь злоупотребления со стороны продавца, необходимость для потребителя предъявлять дополнительные требования о доставке по истечении «разумного срока»

Статья 24

Штрафы

1. Государства-члены должны принять положения о штрафных санкциях, применимых в связи с нарушением национального законодательства, принятого в соответствии с данной Директивой, а также обязуются принять все меры, необходимые для того, чтобы обеспечить применимость таких положений. Предусмотренные штрафные санкции должны быть эффективными, пропорциональными и убедительными. Директива оставляет установление ответственности на государствах-членах, давая, тем не менее, стоящую характеристику требований к будущему штрафу.

Сравнительный анализ подготовлен юристом ОЗПП Андреем Семеновым

*Встречающаяся в таблице аббревиатура А.С. означает комментарий автора данного анализа.

Подготовлено 01.09.14 г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта