Премия «Антибренд года» (www.antibrandgoda.ru), запущенная в 2011 году Обществом защиты прав потребителей (ОЗПП) и Общественным движением Потребители.ру, это признание своеобразных «заслуг» тех компаний, которые были негативно отмечены большим числом потребителей.
Основным критерием для определения победителей является количество и характер жалоб и отзывов потребителей о брендах, активно присутствующих на российском рынке. При этом экспертный совет премии внимательно анализирует все жалобы, отзывы и обращения, поступившие в 2012 году в Общество защиты прав потребителей и Общественное движение Потребители.ру, а также информацию из открытых источников о деятельности компаний – владельцев брендов-номинантов. Также основанием для выявления анти-достижений представителей бизнеса в разных сферах деятельности являются опросы среди потребителей, проводимые на сайте Общественного движения Потребители.ру (www.potrebiteli.ru) и судебная практика по искам потребителей к номинантам.
Важно отметить, что этот конкурс для участников абсолютно бесплатный, в отличие от многих коммерческих премий, при которых участие и победу можно вполне официально купить за доступную сумму по перечислению средств на счет организаторов мероприятия. Победа в конкурсе АНТИБРЕНД ГОДА не продается, ее можно только «заслужить».
За 2012 год награда присуждается за анти-достижения в следующих номинациях:
1. «Банки» - «Сбербанк России» за бесконечные очереди, хамство сотрудников и мистические исчезновения денег с карт;
2. «Фильтры» - Фильтры «Петрика» за их чудодейственные свойства, благодаря которым вода еще больше загрязняется, чем очищается;
3. «Косметика» - «Desheli» за многочисленные жалобы и недостоверную рекламу, оформление беспроцентного кредита на покупку, процент которого в реальности оказывается равен 22-25%;
4. «Интернет и телекоммуникации» - «Net By Net» за неуважительное отношение к клиентам и исправное взимание денег за отсутствующие услуги;
5. «Услуги связи» - «EMS Почта России» за неискоренимое воровство и хамство сотрудников;
6. «Товары для дома» - «Цвет диванов» за отвратительное качество производимой мебели и отсутствие желания удовлетворять законные претензии потребителей в досудебном порядке;
7. «Интернет-магазины» - «Pleer.ru» за создание новых способов наживы на доверчивых потребителях, продавая технику бывшую в употреблении;
8. «Салоны связи» - «Связной» за организацию массового сбыта бракованных телефонов при нежелании считаться с претензиями потребителей;
9. «Пассажирские перевозки» - «РЖД» за постоянно растущие тарифы и ужасное качество обслуживания пассажиров;
10. «Услуги и сервис» - Химчистки «Диана» за постоянную порчу вещей и хамство персонала.
В последние годы появилось много премий и конкурсов, проводимых различными отраслевыми ассоциациями, союзами или профессиональными устроителями подобных мероприятий, формально позиционирующими себя как независимые организации. У организаторов таких ярмарок тщеславия понятная цель – собрать деньги с конкурсантов, а участники, помимо желания потешить самолюбие, еще пытаются ввести в заблуждение самых доверчивых потребителей различными покупными дипломами, призами и наградами, выставляемыми напоказ.
К сожалению, в отличие от крупнейших мировых, многие российские бренды не стремятся бороться за лояльность потребителей, не просчитывают стратегии на десятилетия вперед, чтобы поддержать и упрочить свою репутацию. Они хотят только быстрой прибыли, здесь и сейчас, а будущее их не интересует. При этом все создание бренда заключается в распространении массированной и часто недостоверной рекламы.
Цель проекта АНТИБРЕНД ГОДА – правильно информировать потребителей: не о купленных наградах, а о реальных «заслугах» нашумевших компаний и брендов, чтобы дать людям возможность делать правильный выбор.
Национальная премия АНТИБРЕНД будет присуждаться ежегодно, но не горсткой жюри, а самими потребителями, на основании их отзывов, жалоб и претензий. Победители получат «почетные» дипломы, а информация об их деятельности будет широко распространяться в СМИ.
Официальный сайт премии: www.antibrandgoda.ru