Сегодня, 5 сентября 2013 года, ОЗПП распространило открытое обращение к потребителям-москвичам с призывом проголосовать против всех кандидатов в мэры Москвы на предстоящих выборах 8 сентября этого года. Поводом для обращения послужил анализ программ всех шести кандидатов, которые полностью проигнорировали вопросы защиты прав потребителей.
Специалисты ОЗПП, в преддверие предстоящего голосования, тщательно изучили содержание программ кандидатов в мэры Москвы, предвыборные обещания, даваемые избирателям, и публичные выступления. В программах практически всех кандидатов много места уделяется защите прав самых разных категорий населения: пенсионеров, в том числе работающих, матерей-одиночек, инвалидов, предпринимателей, военнослужащих и работников правоохранительных органов. Причем кандидат от партии «Яблоко» Сергей Митрохин не забыл даже домашних питомцев, посветив в предвыборной программе им целый раздел «защита животных». Но никто из кандидатов не вспомнил про защиту потребителей. И это несмотря на то, что домашние животные, в отличие от потребителей, пока не наделены правом голоса на выборах мэра. Даже у кандидатов, условно представляющих левые силы – Ивана Мельникова и Николая Левичева ничего в программах не говорится о необходимости уделять внимание защите прав потребителей. Тем более ни строчки про права потребителей нет в программах кандидатов с правого фланга, представляющих интересы крупного бизнеса – Сергея Собянина и Алексея Навального.
Хотя все эти программы являются ничем иным, как сборной солянкой популистских обещаний и лозунгов, тот факт, что авторы не сочли необходимым уделить внимание проблемам потребителей, свидетельствует о некомпетентности составителей. Потребители в процентном отношении являются самой массовой категорией избирателей, представляя 100% от списочного состава. В отличие от, например, пенсионеров, инвалидов, матерей одиночек, работников правоохранительных органов или собак и кошек. Особенно много внимания в программах и публичных выступлениях кандидатов уделяется защите прав предпринимателей и снятию административных барьеров для бизнеса. Однако, вероятно, кандидаты в мэры забывают, что главной функцией предпринимателей является удовлетворение запросов потребителей, а не бизнес ради бизнеса. Именно удовлетворенность потребителей должна быть мерилом успешности предпринимательской деятельности. Причем потребители являются самым слабым звеном потребительских отношений и без комплексных мер защиты своих прав и помощи государства не в состоянии один на один тягаться с недобросовестными предпринимателями.
В настоящее время Москва является одним из тех городов, где защите прав потребителей уделяется чрезвычайно мало внимания. В отличие от многих других регионов Российской Федерации, в Столице не принята комплексная программа защиты прав потребителей. Отсутствуют в Москве и муниципальные центры защиты прав потребителей, которые эффективно действуют в некоторых других городах. На этом фоне количество правонарушений в потребительской сфере возрастает на 20-25% ежегодно. Также высоки темпы роста количества жалоб потребителей на нарушение их прав, поступающих в ОЗПП.
В создавшей ситуации ОЗПП считает необходимым призвать потребителей к выражению своей позиции через протестное голосование против всех кандидатов. Так как строки «против всех» в избирательном бюллетене нет, лучшим решением будет его перечеркивание в кабинке для голосования или иные действия, которые бы свидетельствовали о том, что ни один кандидат не получил поддержки.
Потребители в настоящее время не имеют своих представителей в выборных органах ни на региональном, ни на федеральном уровне, в отличие от представителей крупного бизнеса, активно использующих свои места в выборных органах власти для лоббирования собственных коммерческих интересов. Тем самым потребители лишены возможности влиять на политику региональной или федеральной власти. При отсутствии кандидатов, готовых уделять внимание защите прав и интересов потребителей, протестное голосование единственная возможность изменить ситуацию и заставить кандидатов, баллотирующихся в органы власти учитывать не только мнение предпринимателей – представителей крупного бизнеса, но и потребителей – избирателей. Если им нужны наши голоса, пусть научатся сначала нас слышать!