Во-первых, обязательным условием получения прав теперь станет обучение в автошколе.
Во-вторых, иностранцам, приезжающим работать в России, придется получать российские права. Даже если он специалист экстра-класса и осуществлял перевозки по Киеву, Праге, Риму, Вашингтону не один десяток лет, для работы на территории Российской Федерации все равно придется получить «местные» права и сдать экзамен. Таким образом МВД надеется бороться с наплывом водителей из ряда соседних стран, где водители, не особо скрываясь, могут приобрести права с помощью коррупционных схем.
Еще одним немаловажным событием станет появление подкатегорий водительских прав. Сегодня в России выдают права девяти категорий: на управление мотоциклом, легковым автомобилем, грузовиком, автобусом. Отдельные категории дают право на управление трамваем и троллейбусом и грузовиком с прицепом.
Специалисты МВД сетуют, что сегодняшняя ситуация на дороге не отражена в законодательстве. На дороге огромное количество транспортных средств, которые не подпадают под существующую классификацию. К примеру, водителю грузовика приходится справляться как с небольшим «бычком», так и с седельным тягачом, управляемым компьютером.
Еще хуже дела обстоят с мотоциклами. Сейчас под эту категорию попадают, как привычные нам двухколесные модели, так и трех- или четырехколесные монстры.
Именно с таким положением вещей поможет справиться введение подкатегорий.
Теперь в категории «А» появится подкатегория, дающая право на управление легким мотоциклом и совершенно новая категория для мопедов. Сесть за руль легкого мотоцикла или мопеда сможет гражданин, достигший 16 лет.
Введение подкатегорий не предусматривается для категории «В». Однако и здесь будущих автовладельцев ждет сюрприз. Проект предусматривает выдачу прав с пометкой «автомат», если экзамен на права сдавался на автомобиле с автоматической коробкой передач. Если после этого человек решает пересесть на машину с «механикой», права придется получать еще раз.
Для категории «D» предусматривается ограничение по возрасту – 21 год.
С проектом закона можно ознакомиться на сайте МВД России.
Комментирует юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова: «Проект МВД, по нашему мнению, противоречив.
Например, нельзя не согласиться, что введение подкатегорий вопрос назревший. Особенно в части введения подкатегории «мопеды». Сейчас на дорогах водители мопедов виде незнания ПДД создают аварийные ситуации крайне часто. Т
акже можно согласиться с введением отметки «автомат» для водителей легковых автомобилей. Человек, учившийся ездить на автоматической коробке передач, очень тяжело справляется с механической системой управления. Такие водители часто попадают в аварии и теряются на дороге. Те, кто учился ездить на механической коробке, обычно с легкостью пересаживаются на «автомат», однако быстро теряют необходимые навыки. Поэтому последней категории было бы уместно ставить некий испытательный срок – то есть, водитель, пересевший на «автомат», через год должен утратить категорию «механическое управление», если параллельно не водить автомобиль «на механике».
Что касается признания на территории России иностранных прав, то здесь важно соблюсти соразмерность. К примеру, не признавать права, выданные на территории Великобритании,возможно уместно. Не признавать же, к примеру, водительские права европейцев не стоит. К последним можно применить практику уведомления об особенностях российского движения. Например, в Германии нет ограничения скорости движения по автобанам, у нас ограничение скорости есть всегда. О таких отличиях можно уведомлять иностранных граждан, однако, заставлять их получать российские права все же не стоит».