Генпрокуратура РФ провела проверку в ФГУП «Московский метрополитен» и выявила нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживания пассажиров, которые создают угрозу их жизни и безопасности. В связи с данными фактами мэру Москвы было предложено уволить главу метрополитена Дмитрия Гаева и взыскать убытки, причиненные предприятию.
Несмотря на то, что стоимость проезда в метрополитене с каждым годом только растет, ездить в нем становится все страшнее и опаснее для жизни.
Как отмечается в сообщении Генпрокуратуры РФ, за последние два года рост травматизма в московском метро составил более 12%. Не снижается количество падений людей на пути. Если в 2008 году было допущено 149 подобных случаев, в 2009 - 150, в 2010 уже 162. Также в ходе проверки деятельности предприятия были выявлены грубые нарушения федерального законодательства.
Стоит упомянуть и о нарушениях «Санитарных правил эксплуатации метрополитена», которые также выявила Генпрокуратура и о которых во всеуслышание в этом году заявляло Общество защиты прав потребителей. Напомним, что правозащитники подали иск в суд с просьбой устранить выявленные нарушения. По данным Генпрокуратуры, показатели микроклимата по температуре в метро превысили допустимые почти на 50%, а уровень шума в пассажирских салонах - на 30%.
Помимо этого, в результате проверки были обнаружены факты эксплуатации подвижного состава, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии, сбоя графика движения, ошибочных действий поездных диспетчеров, нарушений технологии ремонта состава.
Также в ходе прокурорской проверки выяснилось, что метрополитен не прошел процедуру обязательной перерегистрации эксплуатируемых 82 опасных производственных объектов. Предприятие до сих пор в установленном законом порядке не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена, а 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов Москвы в аренду, так и не поставлены на кадастровый учет.
Генпрокуратура «прошлась» и по начальнику метрополитена. Так, Марина Гриднева, официальный представитель Генпрокуратуры заявила, что Дмитрий Гаев при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения. «Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия», - подчеркнула Гриднева.
Кроме того, руководство метрополитена предпочло доверить охрану объекта частному охранному предприятию, а не государственной охране, как предписано законом. На данный момент прокуратура располагает данными о 112 миллионах рублей, нажитых главой метрополитена незаконно, но, возможно, при расследовании эта цифра увеличится в разы.
Комментирует председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков: «ОЗПП давно заявляет о том, что метрополитен стал непрозрачной структурой и отгородился от потребителей непрошибаемой стеной. Мы долго пытались убедить руководство метро в том, что необходимо создавать хотя бы минимальный уровень комфорта для пассажиров и соблюдать санитарные нормы.
Летом 2010 года во время проверки сотрудниками ОЗПП совместно с независимыми экспертами нескольких станций московского метрополитена было выявлено, что уровень шума в поездах доходил до 104 децибел, значительно превышая предельно допустимые показатели в 70 децибел, а температура воздуха на станциях была серьезно превышена. В итоге поездка в метро превращалась для пассажиров в изматывающее приключение.
Вот только достучаться до руководства метрополитена нам так и не удалось. Оно всегда ссылалось на отсутствие денег. Но, как мы и подозревали, данные прокуратуры говорят об обратном - средства были, но расходовались они не по целевому назначению.
ОЗПП приветствует отставку Гаева, но мы также считаем, что при подтверждении факта траты денег не по целевому назначению, необходимо возбудить уголовные дела в отношении руководства метрополитена».