Общество защиты прав потребителей (www.ozpp.ru) получило ответ на свое обращение в Прокуратуру о законности действий должностных лиц Правительства города Москвы, выразившихся в массовом сносе объектов потребительского рынка начиная с 3-го ноября 2010 года.
ОЗПП просило Прокуратуру при установлении фактов нарушения закона привлечь виновных к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), ст. 330 УК РФ (Самоуправство) и ст. 167 УК РФ (Умышленное уничтожение или повреждение имущества).
Между тем в ответе прокуратуры города Москвы говорится, что «нарушений в деятельности органов исполнительной власти ЦАО не выявлено». В тексте письма поясняется, что с территории Центрального округа было выведено 562 объекта мелкорозничной сети, но все объекты, имеющие оформленную в установленном порядке разрешительную документацию, передислоцированы на новые адреса. И ни слова не говорится о том, что большинство палаток имели все необходимые разрешительные документы, но были незаконно снесены по устному распоряжению отдельных анонимных чиновников Правительства Москвы, и о том, что ответственные за это самоуправство лица понесут наказание в соответствии с требованиями уголовного закона.
Далее в ответе прокуратуры содержится объяснения по произведенному сносу лишь по трем округам столицы. Вот только кампания по ликвидации палаток и ларьков происходила во всех без исключения районах и округах Москвы.
Впрочем, ни один противоправный акт сноса ларьков не вызвал у прокуратуры желания возбудить уголовное дело. Так, по осуществлению демонтажа префектурой Юго-Восточного округа Москвы 400 торговых павильонов в отсутствии решения суда на территории районов «Марьино», «Кузьминки», «Текстильщики», «Печатники» было внесено лишь представление об устранении нарушений законодательства, которое направлено непосредственно в мэрию. Ни один факт сноса и фактического уничтожения без решения суда частной собственности не получил уголовно-правовой оценки со стороны прокурорских работников.
Также прокуратурой Восточного административного округа были внесены представления в префектуру о нарушениях, допущенных при демонтаже нестационарных объектов мелкорозничной сети при наличии разрешения на размещение. После чего, по данным прокуратуры Москвы, практически все нестационарные объекты мелкорозничной торговли данного округа были возращены на прежние места, либо передислоцированы.
Последний округ Москвы, который не обошла своим вниманием прокуратура, – это Зеленоградский. Там префекту было объявлено лишь представление о недопустимости нарушения закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Общество защиты прав потребителей неоднократно заявляло, что не считает киоски и палатки нецивилизованным видом торговли. Это всего лишь одна из разновидностей предпринимательской деятельности. Такой формат развит во многих зарубежных странах, включаю Европу, и имеет право на существование наряду с обычными магазинами и гипермаркетами, и может эффективно конкурировать с ними в борьбе за покупателя. Сокращение мелкорозничной торговли в столице явно демонстрирует отношение властей к малому бизнесу. В Москве его давно и целенаправленно «душат». В итоге страдает потребитель, ведь нет достойной конкуренции, соответственно, выше цены и хуже качество предлагаемых товаров и услуг. Доля малого бизнеса в экономике в России в два-три раза ниже, чем в среднем в европейских странах. Все это - следствие административного произвола и давления на малый бизнес. Когда неприкосновенность частной собственности фактически не гарантирована, пропадают стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
ОЗПП считает, что отказ Прокуратуры в возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц Правительства Москвы, по устному распоряжению которых проводился массовый незаконный снос объектов потребительского рынка, создает серьезный прецедент, негативно влияющий на функционирование малого бизнеса и правовую систему. Подобное бездействие Прокуратуры фактически узаконивает любой чиновничий произвол в отношении предпринимателей. Расплачиваться за подобную политику приходится из своего кармана рядовому потребителю, который и так уже пострадал от резкого роста цен на продукты питания с начала 2011 года.