Пресс-конференция, посвященная итогам мониторинга качества горького шоколада на потребительском рынке города Москвы, состоялась 10 марта 2011 года. Мониторинг был проведен совместно специалистами Общества защиты прав потребителей и ГУП г. Москвы «Московское качество».
Десять плиток шоколада, в названии которых присутствовало слово «горький», было отобрано из огромного ассортимента, представленного на столичном рынке (всего 228 наименований продукта), и передано в испытательный центр Главного экспертно-аналитического центра «СОЭКС» АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ. Образцы прошли исследование по органолептическим и физико-химическим показателям на соответствие требованиям нормативной документации (результаты в Приложении 1).
Выяснилось, что далеко не все производители могут называть свой продукт «горький шоколад», как это заявлено на этикетках. Так, в трех образцах из десяти (шоколад «Победа», шоколад «Осенний вальс», шоколад «СладКо») массовая доля общего сухого остатка составила менее 55%, а массовая доля масла какао – менее 33%, что противоречит нормативной документации соответствующей черному шоколаду, то есть ГОСТу Р 52821-2007 «Шоколад. Общие технические условия». Данные требования обязательны к исполнению независимо от того, произведен шоколад по ГОСТ или по ТУ.
По словам заместителя директора по научной работе ГНУ НИИ кондитерской промышленности РАСХН Людмилы Скокан, указанным ГОСТ Р предусмотрена также возможность использования при изготовлении шоколада эквивалента масла какао до 5% от общей массы продукта.
Чтобы добиться удешевления продукта, изготовители применяют эквиваленты масла какао (разрешено не более 5%), о которых даже не упоминают на этикетке. Так поступили производители шоколада «Амур», «Победа» и «Осенний вальс» (см. Приложение 2).
Такая недосказанность, соответственно, не только нарушает права потребителей о получении достоверной информации о продукте, но и приводит к снижению процента общего содержания сухого остатка какао до недопустимо малых значений, что отражается на вкусе шоколада. При этом нужно иметь в виду, что ГОСТ, который позволит контролировать этот показатель, будет разработан только к 2013 году.
Между тем, качество шоколада зависит не только от качества сырья (место происхождения какао-бобов, их сорта и технологии выращивании и обработки), но и от технологии его производства. При этом главным показателем «горькости» шоколада является как раз процентное содержание в нем какао-продуктов (какао тертое и масло какао).
Подобный обман потребителей – «фальсификация, граничащая с воровством», отметила руководитель отдела инструментальных методов анализа АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ Циренина Марина. В итоге цены на горький шоколад в России зачастую завышены на 40%. Можно сказать, что производители обкрадывают покупателей, выдавая более дешевый продукт за его дорогой и качественный аналог.
Данные этой экспертизы практически полностью совпали с исследованием, которое проводило ОЗПП в декабре 2010 года. Елена Рахманова, главный редактор журнала «Качество.ру», на страницах которого были обнародованы результаты предыдущей экспертизы горького шоколада, отметила, что проблемы с честностью производителей остаются актуальными и по сей день. Результаты некоторых образцов показали, что эквиваленты масла-какао, по-прежнему, без информирования потребителей, продолжают добавлять производители шоколада «Победа» и Frey.
Между тем, новые результаты совместной экспертизы с «Московским качеством» выявили отсутствие в продукции концерна «Бабаевский» эквивалентов. Некоторые эксперты говорят, что это могло произойти из-за того, что производитель мог плохо вымыть емкость, в которой изготавливается шоколад. «Но потребителя не должны волновать такие вопросы. Даже результаты одной экспертизы могут свидетельствовать о недостаточном контроле на производстве, - отмечает Елена Рахманова. - Компаниям производителям стоит более внимательно подходить к вопросам контроля качества шоколада».