Депутат Анатолий Иванов внес на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства об ответственности перевозчика при отказе пассажиру воздушного судна в посадке на рейс, отмене или задержке рейса». Перед внесением данный документ был направлен в ОЗПП. Юридическая служба Общества защиты прав потребителей (www.ozpp.ru) дала положительный отзыв о данном документе. По мнению ОЗПП законопроект вводит адекватные меры ответственности для авиаперевозчиков за задержку рейсов.
Главной идеей внесенного документа является увеличение размера компенсации, выплачиваемой непосредственно пассажиру, до 24 тысяч рублей, а также наложение штрафа на авиакомпанию за каждый случай нарушения прав пассажиров.
По мнению разработчиков, законопроект позволит создать дополнительные условия для равной конкуренции, как между внутренними, так и зарубежными авиаперевозчиками, действующими на российском рынке. Кроме того, документ установит гарантии соблюдения минимальных прав пассажиров на уровне мировых стандартов и поможет предотвратить такие негативные последствия, как избыточное бронирование, отказ в посадке пассажира на рейс, задержка и отмена рейсов.
Отправной точкой для возникновения данного законопроекта стал предновогодний транспортный коллапс, произошедший в аэропортах Московского авиаузла в конце 2010 года, когда несколько тысяч пассажиров не могли вылететь к месту назначения. Именно это событие наглядно показало несовершенство законодательной базы в области защиты прав пассажиров. А именно - как мизерный уровень компенсаций пассажирам (25 рублей за каждый час задержки), крайне низкий уровень административных санкций. Такие нормы не только не соответствуют мировой практике, но и создают благоприятную почву для недобросовестной конкуренции и нарушения прав пассажиров.
Кроме того, создаются условия, когда недобросовестным перевозчикам экономически выгодно пренебречь правами и законными интересами пассажиров и понести мизерную ответственность по сравнению с многомиллионными дополнительными доходами или сэкономленными расходами.
Новый законопроект базируется на положениях Регламента N261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС «Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса», адаптированных к российскому законодательству и правоприменительной практике.
Впрочем, уже сейчас граждане России имеют возможность получать компенсацию, предусмотренную положениями названного Регламента, но только в случае, когда они следуют в страны ЕС и пользуются услугами авиакомпании страны ЕС. Поэтому еще одной целью законопроекта является устранение правового неравенства пассажиров - граждан России обусловленное тем, пользуются ли они услугами российского перевозчика или перевозчика страны ЕС.
Кроме того, законопроект также предусматривает: а) обязанность перевозчика предложить пассажиру альтернативный маршрут перевозки; б) пассажир, в определенных случаях, получает возможность требовать возврата полной стоимости билета, в том числе и за выполненную часть перелета, а также, в отдельных случаях, стоимость билета, необходимого для возврата в пункт отправления (например, когда пассажир не может попасть на стыковочный рейс в аэропорту трансфера и продолжение поездки в конечный пункт назначения для него больше не имеет смысла); в) обязанность перевозчика письменно информировать пассажира о его правах и порядке выплаты компенсации, предусмотренные законопроектом; г) уточняет перечень услуг, предоставляемых пассажиру; д) уточняют суммы выплат пассажиру в случае понижения класса его обслуживания; е) устанавливает приоритет в обслуживании пассажиров с ограниченной возможностью передвижения и детей, следующих без сопровождения; ё) повышает размер штрафа за просрочку доставки багажа или груза в пункт назначения.
Также законопроект вносит изменения в Гражданский кодекс РФ, связанные с исключением возможности освобождения перевозчика от ответственности за задержку рейсов в случае «устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров».
Данные изменения в первую очередь направлены на предотвращение недобросовестной практики, когда перевозчик освобождается от ответственности перед пассажиром, несмотря на то, что неисправность, ставшая причиной задержки рейса, возникла, например, вследствие нарушения правил оперативного или периодического технического обслуживания воздушных судов, а, следовательно, могла быть своевременно устранена. В то же время перевозчик будет по-прежнему освобождаться от ответственности, если неисправность возникла по иным причинам, которые перевозчик не мог предвидеть или предотвратить.
Новые нормы будут отвечать, как положениям Варшавской конвенции, так и подходу Европейского Суда Справедливости к данному вопросу, выраженному в решении по объединенным делам C-402/07 и C-432/07.
Одновременно с этим КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей 11.31, согласно которой авиаперевозчик в случае, если не предоставит пассажиру бесплатные услуги или своевременно не выплатит пассажиру штраф, предусмотренные настоящим законопроектом, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа от 30 тысяч до 40 тысяч рублей за каждого пассажира, чьи права были нарушены.
Напомним, что вначале текущего года ОЗПП также выступило с аналогичным предложением по увеличению размера ответственности авиаперевозчиков за задержку отправления воздушных судов и отправило предложение о внесении изменений в ст. 120 Воздушного кодекса в Правительство РФ. Положительный ответ от Министерства транспорта РФ пришел в 28 февраля 2011 года. В письме заместитель министра Валерий Окулов сообщил, что «в настоящее время Министерство транспорта прорабатывает вопрос о внесении таких изменений в ст. 120 Воздушного кодекса РФ». Однако внесение конкретных предложений в Думу от Правительства пока не последовало. Поэтому было принято решение поддержать крайне необходимый потребителям законопроект в редакции, предложенной депутатом Анатолием Ивановым.
На данном этапе законопроекту А. Иванова присвоен номер: 531753-5, по думской базе http://asozd.duma.gov.ru/ и получено формальное заключение Правового управления ГД на предмет соответствия требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламенту ГД.
ОЗПП и авторы законопроекта не сомневаются, что авиакомпании будут оказывать активное противодействие его принятию, так как их вполне устраивает имеющаяся на сегодняшний день ситуация полной безнаказанности за нарушение прав пассажиров. В связи с этим ОЗПП призывает всех потребителей принять активное участие в кампании по поддержке данного законопроекта и направить на электронный адрес Комитета ГД по транспорту (transport@duma.gov.ru), либо в Минтранс России (info@mintrans.ru) письма о своем отношении к данной инициативе. А также просит распространить данный релиз на собственных сайтах и в социальных сетях. Только согласованные и активные действия граждан могут помешать лоббистам авиакомпаний заблокировать принятие данного законопроекта.