Волшебный механизм, он привлечет внебюджетные инвестиции на объекты, без риска для заказчика, даст работу энергоаудиторам, продвинет проекты повышения энергоэффективности в масштабах всей страны. Что не так, почему энергосервис не работает как ожидалось, и что меняется к лучшему?
Действительно, энергосервисный механизм был впервые прописан в первой редакции основополагающего для отрасли Федерального закона №261-ФЗ, и на него сразу возлагались большие надежды. Они оправданы серьезным потенциалом и позитивным мировым опытом – национальные рынки энергосервиса в США, Германии и других странах составляют 4-8 млрд. евро. Еще больше общественного и отраслевого внимания стало приковано к энергосервисному механизму в последние два года, когда государство объявило, что в бюджетах средств на модернизацию ЖКХ и бюджетной сферы нет, необходимо привлекать частные инвестиции. Не случайно и многочисленные энергоаудиторы направили свои усилия на освоение этого рынка, СРО в области энергетических обследований стали активно развивать эту тему.
СРО 19 «Союз «Энергоэффективность» активно участвует в экспертном обсуждении тематики энергосервиса и способствует его продвижению в экономику – мы привлекаем экспертов и специалистов для обучения, принимаем участие в соответствующих рабочих группах, подаем предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов.
По своей сути энергосервис прост и эффективен – специализированная энергосервисная компания (ЭСКО) приходит на объект с потенциалом повышения энергетической эффективности, проводит модернизацию (реализует мероприятия, если расчеты показывают их рыночную окупаемость), а оплату от Заказчика получает из реально достигнутой экономии. В результате – ЭСКО уходит с прибылью, объект Заказчика обновлен и стал более энергоэффективным без вложений с его стороны и продолжает на протяжении времени экономить энергоресурсы. Прекрасная перспектива, которая радует всех – и школы-больницы, и профильный бизнес, а также соответствующие СРО в области энергетических обследований, и власти, ратующие за экономию бюджетов.
Не стал массовым энергосервис по целому ряду причин, в том числе из-за дороговизны финансовых ресурсов для ЭСКО, множественных рисков на стороне Исполнителя, недоработанной нормативно-правовой базы, недостатка компетенций и понимания с обеих сторон. Отыгрываются государственные и муниципальные конкурсы и стартуют проекты, однако зачастую они встречаются с критическими трудностями и не достигают финала, да и не стали до сих пор массовыми.
При этом энергоаудиторы давно смотрят в сторону энергосервиса как варианта развития своего бизнеса, и СРО19 готова им в этом помогать. Действительно, в таком случае энергоаудит получает новый смысл, становясь первым шагом в реальном проекте, приводящем к настоящей модернизации и повышению энергоффективности На объекте. В условиях недоверия к энергоаудиторскому бизнесу такое развитие событий является отличным выходом для приумножения компетенций и сохранения репутации профессионалов. Однако один из барьеров как раз кроется в компетенциях Исполнителя.
Чтобы проект состоялся и был успешным, необходим серьезный экономико-аналитический базис. ЭСКО, проведя энергетическое обследование и определив базовую линию энергопотребления, должна, чтобы войти в модернизационный проект, рассчитать технико-экономическое обоснование. Это означает, оценить ожидаемые затраты, а самое главное – экономию (как в натуральных единицах, так и в денежных) на протяжении всех лет проекта. Срок окупаемости должен быть меньше, чем срок контракта, иначе проект финансово невыгоден. Сделать правильную оценку затрат и доходов не так просто – надо корректно определить эффект от модернизации, а также инфляцию, ведь стоимость денег со временем меняется.
Еще один риск – актирование достигнутой экономии. Условия эксплуатации объекта меняются – год от года разная температура наружного воздуха, разное количество резидентов в здании, может смениться режим работы или площадь. Для корректного расчета экономии, которую принесла модернизация, необходимо скорректировать базовую линию – то есть точно и однозначно рассчитать, сколько потребил бы нереконструированный объект в сегодняшних условиях, и уже эти данные сравнивать с отчетными данными об энергопотреблении после модернизации, взятыми с приборов учета. Такая корректировка базовой линии на сопоставимые условия называется измерением и верификацией энергетической эффективности. Это требует и знаний, и данных с приборов учета об энергопотреблении, и данных о влияющих факторах. Подобная процедура измерения и верификации должна быть прописана в пакете контрактной документации, ее должны понимать и быть согласны с ней обе стороны энергосервисного договора.
Все это и еще ряд предпосылок делают применение энергосервиса на российских объектах затруднительным. Однако в последнее время ситуация изменилась, и есть надежда, что энергосервис станет более привлекательным для бизнеса и более понятным для Заказчика. Был принят и уже реализован комплексный пакет поручений (так называемый «план Дворковича») из 29 пунктов, призванный сдвинуть ситуацию с распространением энергосервиса. В результате появился ряд нормативно-правовых актов, «расшивающий» проблемные зоны (упрощены и прояснены процедуры энергосервиса в многоквартирных домах, появились методики для ЭСКО по расчету базовой линии, ее корректировке, определению экономии, пакет документов в помощь бюджетным заказчикам, и т.п.).
Как Исполнители, так и Заказчики имеют сегодня возможность пройти обучение и получить необходимую информацию об энергосервисе и особенностях его применения.
СРО Ассоциация "Союз "Энергоэффективность"