Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | За покупками с умом | С корзиной за покупками | Как бороться с недобросовестными поставщиками в госзакупках?

Не стоит повторять, почему, зачем и как появилась процедура закупок.


Однако, как бы ни старалось государство и заказчики, даже в этой сравнительно прозрачной системе встречаются субъекты, стремящиеся обойти правила и получить выгоду. Речь идет о поставщиках, которых в закупочном законодательстве принято называть недобросовестными. Ниже мы рассмотрим, как нарушаются правила торгов, и как можно противодействовать этим нарушениям.

Демпинг

Один из самых распространенных методов нечестной игры, которое наиболее часто встречается в электронных аукционах. Это сознательное, чрезмерное занижение начальной стоимости заказа. В большинстве случаев исход такой процедуры один: демпингующий поставщик становится победителем, забирает аванс, а контракт так и остается неисполненным. Под подозрение в демпинге попадает компания, предложившая снижение НМЦК на четверть и более.

Как доказать непричастность к демпингу? Меры зависят от начальной стоимости.

  • Если она равна 15 миллионам или ниже, участник может предоставить обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее НМЦК, или сведения, которые подтверждают его честность. Чаще всего это документы, доказывающие, что исполнитель действительно может выполнить условия сделки по предложенной цене.
  • Если стоимость выше 15 миллионов, то доказательством может послужить только обеспечение размером 1,5 НМЦК.

Сговор

Не менее часто встречается и другой тип мошенничества – сговор между заказчиком и одним из участников. На сговор может указывать ряд фактов:

  • начальная цена неестественно низкая;
  • в документации отсутствует четкое описание закупки;
  • наоборот – слишком подробные описания указывают на товар определенной марки или на возможности исполнения контракта только одним участником;
  • срок исполнения договора нереалистично короткий;
  • к участию допущено только две заявки.

На деле, как правило, оказывается, что сделка уже заключена: поставщик, состоящий в сговоре, уже приступил к выполнению работ или поставке товара и, соответственно, получил часть вознаграждения.

Отказ от заключения контракта

Если сговор и демпинг можно назвать схемами, которые применяются для прикрытия нарушений, то в некоторых случаях поставщики преступают правила закупок открыто. Наиболее часто случающаяся ситуация – это отказ от заключения контракта. Заказчик в этом случае несет издержки как временные (потому что работы или поставка не начались вовремя), так и ресурсные (потому как необходимость заключить договор с другим участником нужно доказать, а если участник был один – вовсе проводить процедуру повторно).

Чем бороться?

Сразу следует обозначить: борьба с мошенниками и безответственными поставщиками – это командная работа, в которой задействованы три стороны.

  • Организаторы. Правила проведения электронных торгов уже предполагают барьеры для неконкурентных действий. С одной стороны, это электронная подпись (о ее возможностях можно прочитать отдельную статью), с другой – аккредитация на электронной площадке, процедура которой предполагает доказательство серьезности своих намерений.
  • Участники и заказчики. Самый надежный инструмент – жалоба в ФАС. Заявление должно иметь основание и доказательства. Действенность этого метода подтверждает статистика: почти половина из поступивших жалоб признается обоснованной.
  • ФАС. В ведении Антимонопольной службы находится Реестр недобросовестных поставщиков – перечень, в который по решению контролирующего органа попадают участники торгов, проявившие непорядочность. Исключение из Реестра происходит только по истечении двух лет – в течение этого срока поставщику придется забыть об участии в торгах.




 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта