Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Потребителю | Постатейный комментарий | Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей

1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом.

5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) за нарушение прав потребителей несет ответственность, предусмотренную Законом или договором.

Данным Законом не предусмотрена ответственность работников изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), их ответственность регулируется другими нормативными актами. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ предусматривает виды наказаний для должностных лиц, нарушивших права потребителей. Статья 14.5. КоАП РФ говорит о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения установленных Законом контрольно-кассовых машин. Статья 14.4 предусматривает ответственность за продажу товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Статья 14.7 устанавливает ответственность за обман потребителей. В статье 14.8 говорится о нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом права потребителя, непредставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных Законом. Вышеперечисленные статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц предприятий и граждан.

Из договорных отношений вытекает гражданско-правовая ответственность заключающаяся, в основном, во взыскании неустойки и убытков. Следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций является административно-правовая ответственность. Она состоит в наложении штрафов и выдаче предписаний различного рода.

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) перед потребителем и перед государством устанавливается как за непосредственные, так и за косвенные нарушения прав потребителей (нарушение правил сертификации, неисполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей).

Одним из способов защиты гражданских прав, впервые установленным ГК, является самозащита, в соответствии со ст. 14 ГК РФ. Из текста данной статьи можно сделать вывод, что суть этого способа состоит в том, что гражданские права защищаются самостоятельно без обращения в суд или какие-либо другие государственные органы. Потребитель вправе выбрать конкретный способ самозащиты исходя из характера договора и нарушения прав. При этом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В частности, одним из таких способов самозащиты можно назвать предоставленное потребителю в некоторых случаях право на одностороннее расторжение договора. Вполне возможна самозащита путем удержания вещи потребителем до удовлетворения его законного требования об уплате неустойки или возмещении убытков в тех случаях, когда это предусмотрено Законом, либо возмещения произведенных расходов по доставке или ремонту товара. Основания удержания вещи предусмотрены ст. 359 ГК, которая действует в случае, если иное не предусмотрено договором.

Одним из часто упоминаемых в Законе требований потребителя является требование о взыскании убытков. Согласно Закону убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее (см. п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума от 17.01.97 № 2).

В соответствии со ст. 393 ГК убытки возмещаются, если они причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. Размер убытков определяется исходя из цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно – в день предъявления иска. По своему усмотрению суд может применить цены, существующие в день вынесения решения. Данный порядок определения цены применяется, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Требование потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. При неудовлетворении данных требований потребитель имеет право обратиться в суд о взыскании неустойки (пени). Если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства установлен, доказывание причинения при этом убытков не требуется. Согласно ст. 332 ГК неустойка, предусмотренная законом, подлежит взысканию независимо от включения условия о неустойке в договор.

 При удовлетворении законных требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Введение данной нормы в новой редакции Закона должно стимулировать недобросовестных продавцов, исполнителей, изготовителей на разрешение конфликта с потребителем в досудебном порядке.

В том случае, если потребитель не имеет возможности обменять товар надлежащего качества из-за отсутствия в продаже аналогичного товара на день обращения к продавцу, он может воспользоваться своим правом отказаться от исполнения договора купли-продажи.  Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

В некоторых случаях неисполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) своих обязательств, повлекшее нарушение прав потребителя, может быть вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Под ними надо понимать чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (стихийные бедствия, катастрофы, военные действия, эпидемии, забастовки и др.). Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение, лежит на изготовителе (исполнителе, продавце, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) согласно п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».


Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта