Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Главная | Потребителю | Постатейный комментарий | Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2.     Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

3.     Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом полное равноправие сторон является одним из главных принципов договорных отношений. Данная статья определяет, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Данное положение имеет большое практическое значение, так как договоры (в данном случае потребителя и продавца (исполнителя) о цене, качестве и других условиях могут быть заключены не только в письменной, но и в устной форме. Этим обстоятельством злоупотребляют недобросовестные продавцы и исполнители для навязывания потребителю незаконных условий договора.

Потребители имеют право свободно приобретать именно те товары и услуги, которые им необходимы. Данное положение означает, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, а любая услуга, относящаяся к профилю исполнителя, – оказана по требованию потребителя. При этом выбор должен быть действительно свободным, без какого-либо принуждения прямого или косвенного, а поэтому не допускается условием приобретения одних товаров (работ, услуг) ставить условия приобретения других.

Нарушение прав потребителя может выражаться в выполнении дополнительных работ (услуг) для потребителя за плату без его согласия. Если потребитель не дал предварительного согласия на выполнение дополнительных работ (услуг) и отказался их принять после выполнения, он вправе отказаться от их оплаты, а если эти работы (услуги) оплачены, потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Другим нарушением прав потребителей могут быть условия, выдвигаемые продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) об оплате дополнительных услуг, которые продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан оказывать безвозмездно. В частности, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, предусмотрено, что в случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя. В соответствии с данными Правилами в случае неисполнения продавцом обязанностей по погрузке потребитель вправе осуществить ее за свой счет, а продавец обязан возместить ему понесенные расходы.


Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.

 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ














Все новости

Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта