- Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
- Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
- Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
- Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
- Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
- Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
- Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
- Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
- Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
- Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
- Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
- Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
- Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
- Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
- Статья 15. Компенсация морального вреда
- Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
- Статья 17. Судебная защита прав потребителей
- Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
- Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
- Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
- Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
- Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
- Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
- Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
- Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
- Статья 26. Утратила силу
- Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
- Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
- Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
- Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
- Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
- Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
- Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
- Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
- Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
- Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
- Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
- Статья 37. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
- Статья 38. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей
- Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
- Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
- Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти...
- Статья 42. Утратила силу
- Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
- Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
- Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
- Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
- Статья 46. Защита интересов неопределенного круга потребителей
Статья 37
Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)
Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) определяется договором между потребителем и исполнителем.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа (услуга) может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
Договор на выполнение работ или оказание услуг потребителю всегда является возмездным, т.к. исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель (т. е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность). Комментируемая статья определяет порядок, согласно которому потребитель должен оплатить услуги исполнителя, а порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) определяется договором.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг. Есть и специально оговоренные в нормативных актах Правительства РФ правила, в соответствии с которыми оказанная услуга должна быть оплачена в установленный ими срок. Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. №К1235 «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи» в п. 109 устанавливает: срок оплаты услуг телефонной связи оператор связи устанавливает самостоятельно, но не менее 10 дней с момента выставления счета, если иное не указано в договоре с абонентом. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 г. №К1099 «Правила предоставления коммунальных услуг» в п. 2.4 устанавливает, что расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, а срок внесения платежей – до 10 числа следующего за истекшим месяца.
На исполнителе не лежит риск недостижения результата (в отличие от договора подряда). В силу самого характера услуги достижение результата не гарантируется, поэтому, заключая соответствующий договор, услугополучатель заранее знает о возможных последствиях и должен быть готов принять риск на себя. Здесь применяется общее правило об ответственности за вину. Если услугу невозможно исполнить по причине, возникшей по вине заказчика, последний обязан оплатить исполнителю деятельность по оказанию услуг в полном объеме, предусмотренном договором (п. 2 ст. 781 ГК). Если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, не зависящим от сторон, то обязанность по оплате услуг не должна возникать, тем не менее возвратить исполнителю часть уже оказанной услуги заказчик не может. Следовательно, он обязан компенсировать исполнителю расходы, которые последний фактически понес до момента наступления невозможности исполнения (п. 3 ст. 781 ГК). Компенсация расходов исполнителя не является формой ответственности – это возврат сторон в первоначальное состояние, когда в силу невозможности возвратить все полученное в натуре другая сторона должна выплатить денежную компенсацию.
Изложенные общие правила имеют диспозитивный характер. Они могут быть изменены договором либо законом.
После того, как потребитель принял работу (услугу), он обязан оплатить ее в полном объеме; если же потребитель по каким-либо причинам отказался принять работу (услугу), он не обязан ее оплачивать. С согласия потребителя работа (услуга) может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. Идентичное правило содержится в ст. 735 ГК РФ. Договор бытового подряда предусматривает государственное регулирование цен на выполняемые работы. Цена определяется соглашением сторон, как и в общем случае, но она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо сумм в счет оплаты работ. Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем; только с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса (п. 6 постановления Правительства РФ от 15.08.1997 г. №К1025 «Правила бытового обслуживания населения в РФ»). При отказе потребителя заранее оплатить (полностью или частично) работу (услугу) исполнитель не вправе отказаться от заключения договора по причине несогласия с данной позицией, т. к. данный договор в большинстве своем является публичным, а согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы недопустим. Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, то применяются положения, которые предусмотрены п. 4 ст. 445 ГК. В случае уклонения от заключения договора стороны, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора сторона должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Именно коммерческая организация обязана доказывать отсутствие возможности выполнить соответствующую работу, оказать услугу в случае понуждения заключить договор (п. 55 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. №К6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).
Чтобы защитить интересы подрядчика в получении предусмотренной договором цены, ему предоставляют право на удержание как результата работы, так и имущества, которое принадлежит заказчику и переданного подрядчику для выполнения работ, вплоть до уплаты заказчиком соответствующих сумм (ст. 712 ГК РФ). Одним из способов обеспечения обязательства является удержание. Право подрядчика на удержание возникает при неуплате заказчиком установленной цены подряда, а также иной суммы, причитающейся подрядчику в связи с выполнением договора (эти иные суммы должны пониматься расширительно и включать разнообразные платежи заказчика, в том числе убытки, а также задолженность по взаимным расчетам, согласованный авансовый платеж, причитающуюся подрядчику неустойку и т.д.). Необоснованное применение удержания подрядчиком в соответствии с общими нормами гражданского права ведет к обязанности возместить заказчику причиненные ему убытки.
Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: "ГроссМедиа" 2007г.
Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:
|